ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ НЕПУТЁВЫЕ ЗАМЕТКИ ФОТОГРАФИЯ

ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС1 И ЧС3

 

ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС          ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС1          ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС3

Согласно известным всем книгам В.А. Ракова, первые два опытных электровоза завода ŠKODA типа 24Ео (по заводу №3107 и №3108) поступили в начале 1957 года в депо Перерва, где и получили обозначение ЧС1 (Чехословацкие, 1-й тип). После испытаний и внесения изменений в конструкцию электровоза, заводы ŠKODA начали изготавливать локомотивы типа 41Е. Причем В.А. Раков делит выпуск на 3 части:  выпуск 1959 года (тип 41Ео) - 003-005 и 006-017. Выпуск 1960 года (тип 41Е1) - 018-101. Электровоз ЧС1-102 определяется как тип 29Ео (как ЧС1У и невольно внушается мысль, что это первый ЧС3). Здесь же В.А. Раков определяет выпуск электровозов ЧС3 (тип 29Е1) одной партией 001-087 в 1961 году. Непонятна эта накладка. Сразу возникают вопросы:

Существовали ли в отдельности ЧС1-102 и ЧС3-01 ?   

Если был ЧС1-102, то был ли ЧС3-01?  

И наоборот: если был ЧС3-01, то существовал ли ЧС1-102?

А может быть в действительности ЧС1-102 и ЧС3-01 это одно и тоже? Тогда как этот электровоз обозначался?

Внимательно читая текст В.А. Ракова, все-таки прихожу к мысли, что ЧС1-102 и ЧС3-01 существовали как самостоятельные машины. К этому же подводит и информационный лист электровозов завода ŠKODA (к сожалению я не могу однозначно определить этот источник, но похоже это выкопировка из какой-то информационной книги завода - дословно - "REFERENCE LIST OF ŠKODA ELECTRIC LOCOMOTIVES", здесь перечислены все электровозы, выпущенные в период 1927-1996гг) все 100 электровозов ЧС1 выпущены одной партией (тип 41Е1) в 1959-1960 годах, так же как и все 87 электровозов ЧС3 (тип 29Е1) выпущены также одной партией в 1960-1961 годах.

Это и позволяет сделать важный вывод: электровозы ЧС1-102 и ЧС3-01 существовали независимо друг от друга. Спустя десять лет, после написания этой страницы, наличие электровоза ЧС1-102 было подтверждено ветераном локомотивного депо Барабинск Н.А.Макухой (чуть подробнее здесь). Электровоз ЧС1-102 имел тяговые двигатели AL4846eT и измененную передачу - не пластинчатую муфту, а кардан - все это стали применять на электровозах ЧС3 и позже на ЧС2. ЧС1-102, в силу данных изменений, невозможно было объединять в систему с серийными электровозами ЧС1, поэтому он работал не в сплотке, а как самостоятельная единица.

К сожалению до наших дней дожили всего два электровоза ЧС1. Музейный экспонат ЧС1-041 и переделка ЧС1-073. Можно дополнить этот список кузовом электровоза, который находился на территории пансионата им.Гагарина в городе Евпатория.  Технический паспорт электровоза ЧС1-073 сохранился и говорит о том, что этот электровоз имеет заводской номер - 3956/17. Из-за отсутствия всякой паспортной информации здесь существует две версии.

Первая предполагает вариант, что паспорт ЧС1-73 настоящий, в этом случае одна из партий ЧС1 началась с номера 057. А значит - однозначно разрыв в выпуске был. В пользу этой версии говорят и таблички с №3956, установленные на кузове электровоза. Зачастую, при перебивке номеров заводские таблички безжалостно уничтожаются.

В пользу второй версии фактов несколько больше. Этот вариант предполагает, что ЧС1-073 - перебивка. Во-первых 17 машина в серии предполагает электровоз ЧС1-019, т.е. счет пошел от ЧС1-003, а первые две машины были опытные. Во-вторых таблички на электровозе ЧС1-041 имеют номер 3978, а это полностью совпадает продолжением номерного ряда от ЧС1-019. Ну и в третьих, данные из паспортов агрегатов для ЧС1-019 полностью совпадают с данными приведенными в паспорте ЧС1-073. Очень смахивает на проверенную схему - под списание как ЧС1-019 пошел каким-либо образом поврежденный, но более молодой ЧС1-073, а переделке подвергся ЧС1-019 с перебитым номером.

Я знаю что паспорт электровоза ЧС1-041 тоже сохранился и очень надеюсь, что кто-то сможет поделиться выписками из основного формуляра и его агрегатов.

Таблички на электровозе ЧС1 в пансионате г.Евпатория имеют номер 4025, и тогда в продолжение второй версии это ЧС1-088.

Многое проверить возможности нет, опять же кое-что мог бы прояснить паспорт электровоза ЧС1-041.  К сожалению это все, что известно по этой серии.

ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ СЕРИИ ЧС1 ЗДЕСЬ

   По электровозам ЧС3 данных несколько больше. Во-первых стоит отметить, что эта серия имела двузначную нумерацию (т.е. 01,02...), а не трехзначную (001,002...), как это дает В.А. Раков. Во-вторых электровоз ЧС3-02 имел таблички с номером 4146, а ЧС3-86 - 4230, это позволяет сделать вывод, что действительно вся партия выпущена без разрыва в нумерации и электровоз ЧС3-01 скорее всего имел номер 4145, а ЧС3-87 - 4231. На всех табличках электровозов ЧС3 отлит 1961 год выпуска, по документам вся партия по постройке уложилась в период - март-июнь этого же года, что согласуется с книгами В.А. Ракова.

ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ СЕРИИ ЧС3 ЗДЕСЬ

 

 все материалы сайта разрешается использовать только с ссылкой на этот ресурс или по согласованию с автором