РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ЧС1, ЧС3 и ЧС2 ПО ДЕПО ПРИПИСКИ

 

Для более лучшего понимания причин "миграции" электровозов типа ЧС, одних паспортных данных не достаточно. Здесь проблему нужно увязывать как с изменением приписных парков всей сети железных дорог бывшего Советского Союза (а теперь независимых государств), так и с особенностями работы каждого депо в отдельности. Схема таких миграций была составлена, но выкладывать ее я не стал, так как всплыла необходимость комментариев, да и схема получилась немного сложновата для зрительного восприятия.

Итак. Обязательно нужно вспомнить, что электровозы ЧС1 в 1960 году поступили в депо Москва-Курская и на Октябрьскую дорогу (Москва-Октябрьская и Ленинград-Московский). Поступление в 1961 году электровозов ЧС3 в Москву-Курскую, позволило передать электровозы ЧС1 в Москву-Сортировочную и Москву-3.

1962 год. Электровозы ЧС2 (005-104) поступают в депо Москва-Курская, Харьков-Октябрь, Москва-Октябрьская и Ленинград-Московский.

1963 год. Электровозы ЧС2 (105-204) поступают в те же депо - Москва-Курская, Харьков-Октябрь, Москва-Октябрьская и Ленинград-Московский, а так же в Куйбышев.

Оба депо Октябрьской ж.д. отдают все свои электровозы ЧС1 в Днепропетровск. Депо Москва-Курская отдает все свои машины ЧС3 в Барабинск.

Электровозы ЧС2 (205-242) поступают в депо Куйбышев, Москва-Октябрьская, Ленинград-Московский и Москва-Киевская. Электровозы 225-231 поступили в депо Мукачево.

1964 год. Электровозы ЧС2 (243-304) поступают в депо Москва-3, Москва-Курская, Москва-Киевская, Харьков-Октябрь и Барабинск.

Депо Харьков-Октябрь и Москва-Курская передает машины первой сотни в Куйбышев.

Начинается поступление новых машин ЧС2т (305-404). Электровозы направляются в депо Москва-Сортировочная, Челябинск, Куйбышев и Харьков-Октябрь, который сразу же отдает еще практически новые машины третьей сотни в Куйбышев. Куйбышев же отдает машины второй сотни в Барабинск и часть машин третьей сотни в Москву-Киевскую.

1965 год. Продолжается поступление электровозов ЧС2т (405-454) и ЧС2 (455-567). Электровозы идут в депо Куйбышев, Челябинск, Харьков-Октябрь, Москва-Курская, Ленинград-Московский и Москва-Октябрьская.

Депо Ленинград-Московский и Москва-Октябрьская отдают машины первой сотни в Куйбышев. Начинается массовое поступление машин в Барабинск и Свердловск, куда идут машины второй и третьей сотни из депо Москва-Октябрьская, Ленинград-Московский, Харьков-Октябрь и Куйбышев. Москва-Курская также отдает машины второй сотни в Москву-3. Кроме того из Харькова электровозы первой сотни поступили в Славянск и Ясиноватую.

1966 год. Электровозы ЧС2 (567-676) поступают в депо Куйбышев, Харьков-Октябрь, Москва-Курская, Ленинград-Московский и Москва-Октябрьская.

Москва-Курская отдает последние машины первой сотни в Москву-Сортировочную, откуда они практически сразу уходят в Мелитополь, а Харьков, Ленинград и Москва-Октябрьская отдают малые номера в Днепропетровск. В Барабинск поступают электровозы третьей сотни из Куйбышева, а в Свердловск из Москвы-Октябрьской и Ленинграда. Куйбышев также продолжает отдавать машины третьей сотни в Москву-Киевскую, получая взамен из Ленинграда машины ЧС2т. Начинают передаваться электровозы из Челябинска в Куйбышев. Днепропетровск, под получение ЧС2, отдает все ЧС1 в Никополь.

1967-1968 гг. Электровозы ЧС2 с завода не поставляются, но продолжается их перераспределение по депо приписки. Последние машины первой сотни из Куйбышева уходят в Москву-Сортировочную и Днепропетровск, откуда часть машин возвращается на Московскую дорогу в Лобню и Ожерелье. Электровозы ЧС2 225-231 из Мукачево передаются в Барабинск. Из Челябинска электровозы продолжают передаваться в Куйбышев, а также на Октябрьскую дорогу. Москва-Курская отдает часть машин ЧС2т в Москву-Сотрировочную, откуда все электровозы ЧС1 уходят в Барабинск.

Таким образом на начало 1969 года складывается следующая картина.

Электровозы ЧС1 в Никополе и Барабинске. В Барабинске же находятся абсолютно все машины серии ЧС3.

ЧС2:

электровозы первой сотни (005-104) на Московской дороге (в депо Москва-Сортировочная, Лобня и Ожерелье) и на Украине (Мелитополь, Днепропетровск, Славянск и Ясиноватая).

электровозы второй сотни (105-204) на Московской дороге только в Москве-3, а практически все остальные в Барабинске и Свердловске.

электровозы третьей сотни (205-304) в Барабинске, Куйбышеве, Москве-Курской, Москве-Киевской и в Свердловске.

электровозы четвертой сотни (305-404) в Москве-Сортировочной, Куйбышеве и Харькове.

электровозы пятой и шестой сотни (405-676) в Ленинграде и Москве-Октябрьской, В Москве-Курской и Москве-Сортировочной, Харькове и Куйбышеве.

1969 год. Электровозы ЧС2 (677-776) поступают в депо Куйбышев, Харьков-Октябрь, Ленинград и на Московскую дорогу в депо Москва-Курская, Москва-Киевская и им.Ильича.

Последние машины типа 34Е передаются из Москвы-Курской в Москву-3, а из Куйбышева в Свердловск.

1970 год. Электровозы ЧС2 (777-826) поступают в Куйбышев, Харьков, Ленинград и Москву-Курскую.

Начинается передача машин ЧС2т второго выпуска из Ленинграда в Мурманск, а машин выпуска 1968-69 гг. в Москву-Октябрьскую.

1971 год. Электровозы ЧС2 (827-874) поступают в Москву-Киевскую и Москву-Сортировочную, Харьков, Куйбышев и Ленинград.

Москва-Сортировочная начинает передавать электровозы первой сотни (!) в Лобню и Ожерелье. Москва-Киевская отдает часть машин третьей сотни в Барабинск. Харьков отдает часть машин ЧС2т в Куйбышев, а Москва-Курская в Москву-Сортировочную. Продолжается передача машин из Ленинграда в Москву-Октябрьскую.

1972-1974 гг. Электровозы ЧС2 двух последних типов поступают в 1972 году в Куйбышев, Ленинград и Москву-Октябрьскую, Москву-3 и Тбилиси.

В течение 1972-1974 гг. (вплоть до поступления машин ЧС2т) продолжается перераспределение электровозов ЧС2. Последние машины первой сотни уходят из Москвы-Сортировочной в Лобню и Ожерелье. Практически все последние машины второй и третьей сотни из Москвы-Киевской, Москвы-3 и Москвы-Октябрьской уходят в Свердловск и Барабинск. Ленинград продолжает "делится" машинами с Москвой-Октябрьской, а не прижившиеся в Тбилиси электровозы уходят на Московскую дорогу в депо им.Ильича.

1974-1977 гг. Электровозы ЧС2т (945-1062) начинают поступать в Ленинград и Москву-Октябрьскую на замену машин ЧС2.

Именно в этот период закладывается окончательная дислокация электровозов ЧС2 на ближайшие годы (до начала поступления электровозов ЧС7). Ленинград отдает все свои машины в Мурманск, Харьков и Днепропетровск, а часть электровозов в Москву-3, куда идут машины из Москвы-Октябрьской, также Москва-Октябрьская отдает электровозы в Мелитополь и Москву-Рязанскую. Избыток машин в Мурманске, вынуждает Октябрьскую дорогу отдать машины и оттуда в Мелитополь, с которым "делится" и Харьков. Москва-3 освобождается от последних машин типа 34Е, отдавая их в Барабинск и Свердловск.

В 1979 и 1981 гг. в Ленинград-Московский поступают электровозы ЧС6 и ЧС200, в результате чего происходит перераспределение машин ЧС2т на Октябрьской дороге (Ленинград, Мурманск и Москва-Октябрьская) и в 1982 году последние машины ЧС2 уходят оттуда в Свердловск и Харьков.

На 1983 год - начало поступления электровозов ЧС7 картина была следующая:

электровозы первой сотни (005-104) на Московской дороге (в депо Лобня и Ожерелье) и на Украине (Днепропетровск и Мелитополь).

электровозы второй сотни (105-204)  в Барабинске и Свердловске.

электровозы третьей сотни (205-304) в Барабинске и Свердловске.

электровозы четвертой сотни (305-404) в Москве-Сортировочной, Куйбышеве и Харькове.

электровозы пятой и шестой сотни (405-676) в Москве-Сортировочной, Куйбышеве, Мелитополе и Харькове.

электровозы седьмой, восьмой и девятой сотни (677-944) на Московской дороге, Куйбышеве и Харькове.

 В 1984 году началось поступление электровозов ЧС7 на Московскую дорогу. В 1984-1986 гг. машины поступали в депо Москва-Киевская, им.Ильича и Москва-3. Соответственно Москва-Киевская отдавала электровозы ЧС2 в Москву-Сортировочную, Лобню и Ожерелье. Москва-3 отдавала свои машины в Москву-Сортировочную. Депо им.Ильича отдало свои электровозы в Лобню и Москву-Сортировочную. Соответственно Лобня и Ожерелье отдали свои машины первой сотни (!) в Барабинск. Москва-Сортировочная также отдала машины в Барабинск, Свердловск, Мелитополь и Куйбышев.

В 1987 году электровозы ЧС7 пошли на Украину - в Харьков и Мелитополь. Соответственно Харьков отдал лишние ЧС2 в Свердловск

В 1988-1989 гг. электровозы ЧС7 поступали в Москву-Курскую, Харьков, Мелитополь и Днепропетровск. Москва-Курская отдала свои ЧС2 в Ожерелье. Мелитополь и Днепропетровск поделились с Кривым Рогом, а Харьков с Барабинском. В связи с тем, что пассажирская колонна в депо Лобня была ликвидирована, ЧС2 вернулись в депо им.Ильича, откуда в 1992 году ушли в Москву-Сортировочную.

Так сложилась окончательное распределение электровозов ЧС2 на полигоне бывшего Советского Союза. Все последующие передачи были связаны исключительно с изменением технологии работы.

В 1991 году, в связи со списанием электровозов ЧС3 в Барабинске, сюда были переданы машины из Куйбышева. В 1997 году Куйбышев отдал партию электровозов в Москву-Сортировочную. В 1998 году Москва-Курская "специализировалась" на серии ЧС7, электровозы ЧС2 до 2001 года постепенно ушли в Орел. В 2003 году той же специализации подверглась Москва-3, отдав свои ЧС2 в Москву-Сортировочную и Орел.

На Украине электровозы ЧС2 сохранили места прежней приписки. В 1996 году, еще до распада СССР, общее плечо обслуживания было укорочено до Белгорода. В результате Харьков отдал лишние машины в Москву-Курскую. В 1998 году электровозы в небольшом количестве получили Симферополь, Никополь и Пятихатки.

В связи с проведением МЛП, "новые" машины ЧС2К стали заменять ЧС2. В течение 2002-2006гг был заменен парк в Москве-Сортировочной, в 2006 году в Ожерелье, в 2007-2008гг в Орле. В 2008-2010гг заменялись машины в Самаре. Электровозы на МЛП для Московской дороги забирали по сроку капитального ремонта как свои так и из Барабинска, Свердловска и Самары, соответственно эти же депо получали в обмен машины из Москвы-Сортировочной, Ожерелья, Орла и Самары. В 2007 году началось поступление электровозов ЭП2К в депо Барабинск, откуда лишние машины ЧС2 стали передавать в Свердловск. В 2012 году было принято решение о ликвидации приписного парка депо Свердловск-Пассажирский, как следствие в декабре 2012 года началась передача электровозов ЧС2 в Барабинск, которое стало базовым по ремонту и обслуживанию серии ЧС2. Электровозы массово стали отставляться от работы в 2012-2013гг, а с 1 января 2014 года и вовсе были убраны с поездной работы по всей сети. Пригодные по пробегу машины ушли в хозяйственное движение для работы с ПОМами и в качестве рельсосмазывателей.

2017-ый год - начало массового списания и электровозов ЧС2К. Машины депо Самара прекратили свое существование на площадках чермета в г.Тольятти, а отставленные еще в 2014-2015 годах электровозы депо Орел и Ожерелье резали на п/путях в С-Петербурге.

И в заключение, ниже приведены краткие сведения по депо, эксплуатировавшим электровозы серии ЧС1,ЧС3 и ЧС2.

ДОРОГА

ДЕПО

поступление с завода

период эксплуатации

ЧС1 ЧС3

МОСКОВСКАЯ

Москва-Курская 1960-1961 1960-1962 1961-1963
Москва-Сортировочная --- 1961-1968 ---
Москва-3 --- 1961-1962 ---
ОКТЯБРЬСКАЯ Москва-Октябрьская 1960 1960-1963 ---
Ленинград-Пассажирский-Московский 1960 1960-1963 ---
ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ Барабинск 1961 1968-1981 1961-1991
ПРИДНЕПРОВСКАЯ Днепропетровск --- 1963-1966 ---
Никополь   1966-1978(?) ---

 

ДОРОГА

ДЕПО

поступление с завода

период эксплуатации

ЧС2 ЧС2К

ДОНЕЦКАЯ

Ясиноватая-Западная --- 1965-1977 ---
Славянск --- 1965-1977 ---
ЗАКАВКАЗСКАЯ Тбилиси-Пассажирский 1972 1972-1973 ---
ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ Барабинск 1963-1964 с 1963 ---
Белово (в качестве АРС) --- с 2008 ---
Новокузнецк (в качестве АРС) --- с 2008 ---
Новосибирск (в качестве АРС) --- с 2008 ---
Омск (в качестве АРС) --- с 2008 ---
Тайга (в качетсве АРС) --- с 2005 ---
КУЙБЫШЕВСКАЯ Куйбышев/Самара 1963-1966, 1969-1972 с 1963 с 2007
ЛЬВОВСКАЯ

Мукачево

1964 1964-1967 ---
МОСКОВСКАЯ имени Ильича 1969 1967-1987, 1989-1992 ---
Малоярославец --- 1963-1964 ---
Москва-Пассажирская-Курская 1962-1966, 1969-1970 1962-2001 ---
Москва-Сортрировочная 1964, 1971 1964-2006

  с 2002

Москва-Киевская 1964, 1969, 1971 1963-1986 ---
Москва-3 1963-1964, 1972 1963-2004 ---
Лобня --- 1968-1989 ---
Люблино --- 1970-1972 ---
Ожерелье --- 1973-2006 с 2006
Орел --- 1998-2007 с 2007
Подмосковная ---  1969-1972 ---
ОКТЯБРЬСКАЯ Бологое --- 1963-1965 ---
Ленинград-Пассажирский-Московский 1962-1966, 1969-1972  1962-1981 ---
Москва-Октябрьская 1962-1966, 1972  1962-1979 ---
Мурманск --- 1969-1988 ---
ПРИДНЕПРОВСКАЯ Джанкой --- 1997-2005 ---
Днепропетровск --- с 1966 с 2008
Кривой Рог --- с 1989 ---
Мелитополь --- с 1971 с 2004
Никополь --- 1969-1973, 1989-2007 ---
Пятихатки --- с 1994 ---
Симферополь --- 1973-1977, с 1997  
СВЕРДЛОВСКАЯ Свердловск-Пассажирский --- 1965-2012 ---
ЮЖНАЯ Харьков-Октябрь 1962-1966, 1969-1971 с 1962 с 2004
ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ Челябинск 1964-1965 1964-1974 ---
Курган (в качестве мотрисы) --- с 2000 ---
Петропавловск --- 1966-1967 ---

     

 

Все материалы сайта разрешается использовать только с ссылкой на этот ресурс или по согласованию с автором