ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ НЕПУТЁВЫЕ ЗАМЕТКИ ФОТОГРАФИЯ

 

ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ 1982-1988гг.

 

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ

 Первый раз в жизни (не считая конечно электричек, да собственно и в кабине электровоза уже и не раз побывать пришлось) поездка в вагоне пассажирского поезда произошла летом 1982 года. Направились мы всем семейством в Омск к родственникам. Был такой поезд 213/214 - Новосибирск-Свердловск, на нем и поехали. Ехать то всего ничего, да еще и днем, поэтому особых впечатлений и не случилось. Поезд кланялся каждому столбу, да и подолгу кланялся. А надо сказать что папка-то занимал не самую низкую должность в областном УВД, так вот в то время глубокого социализма почему-то было принято ошиваться всем милицейским чинам провинциальных городков на станциях во время прохода местных поездов. Так вот я к тому что ни станция на 10-15 минут, папуля выходил покурить, а к нему чуть ли не строевым шагом (в шутку конечно) подходил местный мент. А вагон наш к тому же еще и штабной был. Вот всю дорогу начальник поезда с превеликим удивлением и любопытством эту картину и созерцал. Маслица в огонь подлили и Новосибирские ревизоры, проигнорировавшие проверку нашего купе (их старший - отец моего одноклассника, живущий в соседнем подъезде и шибко папу моего уважавшего). Единственное что запомнилось так это как проводник - дядька с усами в белом фартучке чай нам приносил. Обратная дорога была ночью, поэтому кроме жуткого штурма Хабаровской прицепки ничего и не помню.

1982 год. Я во дворе дома по улице Ленина в Омске.

 Следующая поездка произошла в следующем - 1983 году. Билетов на самолет из Воронежа не было, поэтому пришлось ехать поездом. Это был летний 434-ый Воронеж - Красноярск. И почему-то этот первый довольно длительный рейс в трое с половиной суток в плацкарте совсем в памяти не отложился.

 Следующий 1984 год вновь подарил обратную дорогу из Воронежа на "незабываемом" 434-ом. Вот тут воспоминания уже остались, наверное просто уже повзрослее был (10 лет). Поезда в этот год что-то совсем не ехали. 434-ый из Воронежа уходил ночью, соответственно Пензу проходил вечером. Помню как сейчас станцию - на ней остановились вечером, утром на ней и проснулись. Так и ехали, привезли в Новосибирск чуть меньше суток опоздания. Запомнились электрички с круглыми иллюминаторами в тамбурах - скорее всего это были Ср3 в Уфе и общие вагоны с сидячими местами (креслами) на Урале.

 В 1985 году ездили втроем (с братаном и отцом в Адлер). Помню как отец пошел курить в тамбур, ну и я прицепом постоять. Вдруг проезжаем столб "Европа-Азия", дождался километрового знака и в походном блокнотике сделал такую запись - "Знак Европа-Азия находится на 1962 км на запад и на 1961 км на восток". Очень отчетливо помню встречный пассажирский поезд с ЧС2 в голове состава около Златоуста. А вот в Ростове произошла задержка. Оказывается мост через Дон, тот который как-бы разводной, немного подгорел. Как будто бы из вагона ресторана какого-то из поездов сыпанули золу, шпалы и загорелись. Так вот в Ростове пассажирские поезда объединяли и сдвоенными шли обратно, через грузовой обход на Батайск. Попутчиком почти всю дорогу был дед-буденовец. Причем самый настоящий кавалерист. Запомнилась его фраза - "Вы в кино на казаков не смотрите, как они шашками машут, так они бы все уши себе давно поотрубали. Настоящее движение шашкой совсем не такое." Вышел он в Ростовской станице - Кущевская. И так хорошо мы с ним ехали, что он пришел нас на обратном пути встретить. Проводник был дядька, помешанный на кубике-рубика. Тут уже я с ним общий язык немного нашел, так как умел сию вещицу собирать. А с этим дядькой судьба свела еще раз через 5 лет. Он вел несколько занятий в УПК, когда сдавали на слесарский разряд. Он жутко удивился когда я ему рассказал ну очень тонкие подробности, но конечно меня не вспомнил. Таких как я на его-то веку... А вот фамилию его так и не вспомнил, интересная какая-то, кажется что-то типа  Бродский, наверняка уже отжил своё, добрая ему память.

      

 

 1986 год - первый раз в Москве, да еще и почти две недели. Ехали вчетвером на Абаканском 67-ом - редкий поезд годами не меняющий номер. Вроде и лето, и поезд проходящий, а сразу ухватили полностью купе. Первый раз ехали по среднему Уралу, а то все Южный да Южный. Не знаю почему, но запомнился Красноуфимск. В Москве жили в Матвеевском. Лучшего места на земле я наверное больше и не увижу. До того врезалось это в память Хрущевки-пятиэтажки по Давыдковской, дальше Сетунь утопающая в зелени и дикие утки. Если не ошибаюсь ездили на автобусе 77, который ходил на Киевский вокзал - это были ЛИАЗы, а если лень было ехать в "круголя", шли пешком на Кутузовский, а там какой-нибудь Икарус-гармошка до Кутузовской. У меня долго лежали в столе билетики из ручной кассы - "Московский автобус". Была у меня и карта пассажирского транспорта Москвы. С вечера планировали путь следования, а на следующий день безошибочно ехали куда нужно. Наверное для всех приезжих набор стандартный - Красная Площадь и Мавзолей - тогда дело святое. Экскурсия по кремлю, зоопарк, итд итп и конечно ВДНХ. Московское эскимо и фанта, бананы и апельсины в свободной продаже. А я оторвался на творожной массе - "Московская". Золотистая фольга-обертка тоже долго хранилась как память. Москву кстати неплохо запомнил. Наверное именно в это время в башке стала складываться некая система запоминания цифирей и пространственная ориентация. С Москвы опять же в Воронеж. Уезжали с Казанского, вот столько народу я еще не видел, а может опять же детские воспоминания. Дорога обратно все в том же противном 434-ом, но тут опять ничего интересного не вспомнилось.

 1987 год - семейная поездка в Воронеж. Редкий случай когда отец выхватил отпуск летом, вот опять вчетвером и поехали. Через Москву не захотели что-то, а прямого поезда не было. Поехали на Адлере, тогда 211-ом, до Лисок, а в то время это была станция Георгиу-Деж. Честно говоря опять же тогда еще дорога мало интересовала, поэтому воспоминаний нет. В Лисках был небольшой разрыв, а далее на электричке. Первый раз в жизни увидел продажу билетов в головном вагоне, в Новосибирске этого еще долго не было. В Воронеж приехали не так рано и соответственно почти полдня потеряли просидев очередь в кассу за билетами в обратный путь. На 434-ом всегда ездили в плацкарте, ибо всего три купейных вагона отдавали в воинскую кассу и блатате. А тут с отцом, соответственно и стояли в воинскую кассу, все шансы ехать в купе. Вот выражение лица кассирши тоже навсегда запомнилось, когда папа сказал чего и на когда он хочет и подал в окошко пачку бумаги. Прикол следующий - папа мент - воинское требование на бесплатное купе, мама работает в жд школе - форма на бесплатную плацкарту с иждивенцом-братаном, по сути один я всегда ездил с платным билетом. Поохала-поахала и стала все пытаться оформлять - никакого "Экспресса" тогда в Воронеже и в помине не было, неувязочка - купе на этот и ближайшие дни не было. И тут чудесным образом рисуется дополнительный скорый 148 - Киев-Новосибирск, что нас очень даже и устраивало.

Еще один маленький, но очень важный момент. У нас с собой был почти что новый магнитофончик - ВЕГА-328, который выглядел ну очень потрясно, тем более что в Воронеже, кроме "Электроники" по талонам ничего и не было.

 А так как в сумку он мягко говоря не входил, то держался либо в руке, либо лежал на куче шмоток. Такого ажиотажа вокруг него я и придумать не мог. Все-таки в Новосибирске тогда уже ВЕГА-326 совсем не была редкостью, да и 328-ую уже купить можно было. Если память не подводит - 440 рублей стоил сей серебристый аппарат. Еще не могу не сказать об одной не дешевой игрушке. Каждый год из Воронежа мы привозили по несколько "моделек" - масштабных моделей автомобилей. В родном Новосибирске такие штучки продавались либо на барахолке, либо из под полы. Делали их в Саратове, а в Воронеже на Кольцовской наверное до сих пор есть магазин "Электроника", так в нем вплоть до времен капитализма был специализированный отдел масштабных автомобилей. Коллекция кстати была собрана здравая. Всего получилось почти 200 отечественных моделей. Лет 10-12 все это лежало мертво, а с рождением дочи в 2007 году я понял, что скорее всего не пригодится.

 В 1988 году, в силу ряда обстоятельств, никуда поехать не пришлось. Дома был капитальный ремонт, отца вызвали из отпуска, ну а я с мамой попал в летний трудовой лагерь - две недели помогали совхозу бороться с невиданным урожаем огурцов (не безвозмездно конечно). Семейная поездка на август все-таки планировалась, рассматривались путевочные варианты - Ленинград, Ереван, Ташкент, Фрунзе. Но опять же в силу бытовых и семейных обстоятельств им сбыться было не суждено.

 Вот такая последовательность исторических событий предшествовала 1989 году, начало которого уже описано на страничке "об авторе". Взрослый человек в лице меня вступал на путь выбора дальнейшего варианта своего развития. Все предпосылки к тяге на железную дорогу были созданы.