1989 ГОД - ОПРЕДЕЛИВШИЙ

 

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ

 Ох как я ждал этот вояж. Что там впереди на западе? Если есть много нулей, еще больше соток и почти все двухсотки с небольшими пробелами. Совсем немного больших номеров ЧС2. Значит это все где-то есть, но где? Да и вообще что там есть? Какие электровозы и тепловозы, электропоезда. Все вызывало жуткий интерес.

Поездка на Адлере до Лисок с пересадкой на электричку показалась утомительной. Вот как не хватало прямого поезда. При социализме правда был еще один поезд - 59/60 Одесса-Новосибирск с Воронежской плацкартной прицепкой. Но длительная стоянка вагона в Лисках (либо выход в Лисках и ожидание первой пригородной) и приезд в Воронеж не самый ранний. Нарисовался другой вариант - Новосибирск - Москва - Воронеж, обратно тем же путем. Практически уже ставшей привычной, летняя поездка в таком варианте казалась всем довольно привлекательной. Только теперь уже путь, в частности для меня, обещал быть крайне интересным и познавательным. Согласно одной из настольных книг - "Беседы об электрической железной дороге" - стык со Свердловской дорогой по Называевской и далее постоянный ток только до Дружинино. Затем Горьковская переменка и только в Вековке опять постоянка. В Воронеж отправление с Павелецкого, но как пойдет поезд по паутине дорог неизвестно. Билеты взяты сразу туда и обратно чтобы не было проблем. Долгие недели нетерпежки и вот в середине июля наконец-то поехали.

 "Сибиряк" - издавна фирмА, один из лучших поездов страны. Отправление под неофициальный гимн Новосибирска итд итп, ехать приятно. Но ближе к делу. От окна не отлипаю, смотрю на то что давно изучено по картам и схемам. Получилось так, что вагон был сориентирован проходом на смежный путь, а купейной стороной в поле. По чистой случайности устав 3 часа стоять, зашел в купе, а тут и за окном пролетела база запаса, набитая локомотивами крайний из которых явно списанный. Начались стрелки, выскакиваю в коридор и кручу башкой, ага - перрон слева, а вот и крохотный вокзальчик - КОЖУРЛА. Все фиксируется в походный блокнотик, отсекается время и километровый знак. Чуть позже запись выглядит так - "База запаса на станции Кожурла, 40 минут от Барабинска". Прибываем в Барабинск и почему-то на второй путь, на третьем тоже стоит поезд. Стоянка 15 минут, конечно вперед к электровозам, тем более и вагон-то всего 4-ый. Бог ты мой на третьем пути сплотка ЧС3. Как то так случилось, что в Новосибирск регулярно попадали только две сплотки 64-82 и 05-61. А тут 02-34, успеваю записать заводские номера и этот поезд отправляется. У нас же электровоз меняется, причем заходит сплотка ЧС2-021-022. Впереди справа вижу депо и занимаю место в купе справа у окна. Поезд отправляется и начинает захватывать дух. Масса ЧС2 и ЧС3, все переписать просто не успеваю. Панораму депо, как впрочем и во все последующие годы, закрывает пожарный и восстановительный поезда, здание ПТО. На окраине вижу списанные локомотивы, среди которых ЧС3, ТЭ2 и паровозы, но номера не разобрать. По Татарской депо оказывается тоже справа по ходу и вдали опять же сплотка ЧС3, с которыми попадаются и встречные поезда. Так добрались и до Омска. В Омске оказываемся слева от поезда, который пошел из Барабинска впереди с ЧС3. Дверь в кабину открыта, с интересом рассматриваю пульт, совсем не такой как у ЧС2. Помощник - падла, демонстративно захлопывает дверь. Теперь уже мы отправляемся вперед и через два часа Называевская. Я на готове, но как началась станция, так начались и колонны электровозов слева по ходу, поэтому прыгать по окнам не пришлось. Какие-то сундуки с ящиками на буферах оказались электровозами ВЛ11. Новый трафарет "Сврд" и вот чехи. О божешь ты мой - новые номера, да и маленькие к тому же, окраска электровозов немного другая. Если не ошибаюсь, первыми записанными электровозами были 156 и 239. Стоянка поезда 15 минут, оказывается электровоз меняется. Ишим по расписанию почти в двенадцать, но много кто ждет станцию, чтобы прогуляться перед сном. В Ишиме тоже минут пятнадцать, вижу, что меняются бригады, а прямо напротив нашего вагона оказывается электровоз ЧС2-125 задней кабиной. Проявляю знания и рассказываю братану (которому все это похоже пофигу) что и зачем в кабине, включились компрессора - загорелись обе лампы, компрессора отключились, значит сейчас потухнут, в этот момент раздается характерный звук набора первой позиции и загорается синяя лампа - "Езда на ступенях сопротивления" - как оказалось громко изрекаю я и вижу что на меня смотрят все кто стоит в коридоре. Что-то становится неловко, прячусь в купе и занимаю свою вторую полку. По Маслянской записываю еще один номерок ЧС2 (кажется 118-ый) и укладываюсь спать с желанием не проспать Свердловск ибо никакого будильника еще не имею. Свердловск все-таки проспал. Вскочил когда уже пролетали сортировку и простоял до Дружинино, толком ничего и не увидев. Весь световой день по Горьковской. Пассажирские под ВЛ60пк. С какой-то из станций поехали по неправильному. Обгоняем грузовой, оказывается сломал пантограф. В общем день прошел, опять ложусь спать в надежде не проспать Вековку. Просыпаюсь рано, поезд идет не очень быстро, встречных почему-то нет, названия станций не знакомые, смущают изоляторы на опорах. Вдруг пролетает встречный с ВЛ60пк, оказывается жутко опаздываем, где-то ночью стояли. А вот и Вековка, под наш состав заходит ЧС2-840, а после отправления успеваю отметить только 846. Сибиряк прибывает на Казанский. Успеваю переписать несколько номеров электровозов у ПТО, среди которых оказывается несколько машин с трафаретами "КБШ" - еще одно открытие. Спускаемся в метро и сразу переезжаем на Павелецкий, где оставляем вещи в огромной по размерам автоматической камере хранения. Впереди у нас почти 8 часов. Болтаемся по уже знакомым по 1986 году местам, Красная площадь что-то была перекрыта, кого-то там водили. Большую часть времени провели на ВДНХ. Интересовал павильон Космос и Транспорт. В "Транспорте" на стене висели подсвеченные фотографии поездов, на которых легко читалось ЧС2-535 и ЧС2-944. Была и третья с ЧС2, но к сожалению номер электровоза не помню, вроде 585. К вечеру, порядком уставшие, возвращаемся на Павелецкий и торчим почти два часа ожидая свой поезд. Я конечно на перроне. А поезда идут со сплотками, первая отмеченная была 768-775, а вот 549 и 563 точно были одиночки. Ожерелья не дождался - уснул, а утром был уже Воронеж.

 Переменка Воронежа на тот момент совсем не привлекала, даже в информационном плане. Со стороны Лисок (тогда еще Георгиу-Деж) с пассажирами приходили в подавляющем случае ЧС4, электропоезда ЭР9П. Согласно вышеупомянутой книги, электрификация по Воронежу заканчивалась, однако пути под улицей Плехановской были электрифицированы, что привлекало внимание. А дорога к автовокзалу непременно вела через этот горбатый мост. В общем Воронеж за долгие годы так и оставался неизведанным.

 В середине августа как всегда двинули домой, но теперь через Москву. Фирменный Воронеж-Москва почему-то всегда уходил под прощание славянки. На обратном пути в Москве всего часов пять. Опять же бросаем вещи на Павелецком. Честно говоря не помню где были и что делали. Затарка в магазинах и ожидание "Сибиряка" на Казанском. За время ожидания все-таки прорываю оборону в лице мамы (маленький типа еще в 14 лет один шарохоться по трем вокзалам) и выхожу на перроны Ленинградского - Ярославского. На Ленинградском списал заводской номер какого-то ЧС6, а на Ярославском из ПДС-ов почему-то ничего не было. Конечно стопудовый глюк, но отложился в памяти электропоезд темно-синего цвета с двумя буквами в индексе.

 Подают "Сибиряк", занимаем свое купе и поехали. Теперь знаю где ПТО и успеваю записать несколько номеров. Купе попадается слева походу, всю дорогу смотрю в окно с верхней полки, но из ЧС2 встретился только один - 928. В Вековке тоже пару электровозов видно и далее опять сутки по переменке. Дружинино под вечер и опять до Свердловска у окна. По пути отметил несколько машин, в том числе и сплотку 118/128. В то время на Свердловской было засилье тройников ВЛ22м, так что я тоже живой свидетель той эпохи. Прибываем в Свердловск, поезд огибает вагонное депо, за которым видно массу электровозов, но к сожалению номера записать не удается. Понимаю, что депо Свердловск есть очень перспективный материал для разработки, но пока что-либо предпринимать самостоятельно я не в силах. После Свердловска уже темнеет, ничего не видно, ложусь спать. Очень хочется встать в Называевской, поэтому сплю плохо. Называевскую не проспал, как только трогаемся выхожу с блокнотом в коридор и успеваю записать все то что стоит на ПТО с краю. Хоть убейте меня, но 404-445 это была сплотка. Сон побеждает и просыпаюсь на мосту через Иртыш, как только выходим с моста по соседнему пути идет состав со сплоткой ЧС3, головной - 03. Второй электровоз отметить не успеваю. И вновь после бессонной ночи сон свое берет и дрыхну почти до Барабинска. В Барабинске меняют электровоз, но это все свое родное и уже известное. 40 минут и вот она Кожурла. Тот электровоз, что стоит с краю оказывается ЧС2-139 - без окон и дверей уже явно списанный. Почему-то его номер очень четко был виден в отличие от других, поэтому более ничего отметить и не получается. По приезду домой до поздней ночи сижу со своими записюльками, внося коррективы в пока бумажную базу данных. Поездка крайне интересна и информативна. Практически весь парк Барабинска на тот момент уже известен, а все попавшиеся номера Свердловских машин заполняют пустоты. Понятно, что номера Барабинских и Свердловских машин соседние. Все четыре электровоза с трафаретом "КБШ" на 3.., что тоже навевает размышления. На Казанском пасутся восьмисотки, а на Павелецком в большинстве семисотки. Вот такие выводы были сделаны после летней поездки 1989 года.