КУРГАН - СВЕРДЛОВСК - Н.ТАГИЛ - ПЕРМЬ - ЧЕЛЯБИНСК - ОМСК - 20-24 ИЮНЯ 1998г

 

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ

 Первый в трудовой жизни очередной отпуск был по графику в июне. Честно говоря сильно не устал и чего в отпуске делать не знал. В конце - концов решил дернуть на Урал, но уже несколько измененным маршрутом. Решил сперва посетить Курган, а затем Свердловск. Время летнее, поэтому на хорошие поезда билетов за неделю уже не было, поехал чем было, а именно уже надоевшим Воронежском. Тогда он уходил из Новосибирска днем, соответственно практически утром был в Кургане. В Кургане пришлось бы быть весь день, ибо Московские поезда на Свердловск шли только вечером. На Петропавловский билетов не было, а на Омский легко взял. Далее по обстановке.

 До Кургана ехал в купе с воякой, кажется подполковником, более никто не подсаживался. Выгрузился в Кургане, впервые в камерах хранения попросили предъявить документы. Изучаю расписание пригородных поездов в надежде уехать в Свердловск перекладными. Оказывается стоянка электричек всего 2 минуты, а посадка где-то в пригородном вокзале. Поднялся на мост, чтобы осмотреть станцию с высоты. Оказалось что в обеих парках (не знаю как называются, и с Петропавловской и с Челябинской стороны) было полно отставленных электровозов. Также с Петропавловской стороны вдалеке вижу стоящие ЭР2, очевидно это и есть пригородный вокзал. Решил сразу обойти депо. Спустился к депо. Сразу же в кустах попался ЭР22-66, а сразу под мостом была вагон-лаборатория из Ср3.

 Навернул по депо два круга, все переписав, решаю пройтись по автодороге вдоль насыпи, путь неблизкий, поэтому не торопясь обхожу все депо, с другой стороны оказывается открытая пескозаправка и несколько бытовок из списанных вагонов Ср3 - небольшое открытое ПТО. По тракционным путям возвращаюсь в депо и теперь решаю идти по парку в сторону Петропавловска. По наглому захожу в междупутье и иду между огромных колонн электровозов, переписывая их. Выхожу с другой стороны парка и оказываюсь рядом с пригородным вокзалом. Вот оказывается здесь и берут старт с островной платформы Курганские электропоезда, далековато от центрального вокзала. Выход в город по подземному переходу на улицу, ведущую к вокзалу. Возвращаясь по ней, обнаруживаю столовую. Время уже заобеднее, поэтому небольшой перекус и отдых. Возвращаюсь к вокзалу и после недолгого болтания решаюсь походить по городу. Улицу выбираю наобум и иду по ней, уходя от вокзала. В итоге упираюсь в какой-то парк и о чудо - узкоколейные вагоны и тепловозы. Детская железная дорога не работает, однако сделать фотографию локомотивов и вагонов легко получается.

 Немного посидел на лавочке и двинул обратно к вокзалу. Теперь прохожу по парку со стороны Челябинска, также переписывая отставленные электровозы. В отличие от восточной стороны, крайний электровоз можно снять - это оказывается Петропавловский ВЛ10-810.

Опять же выхожу с западной стороны к открытому ПТО и возвращаюсь к основным цехам. Теперь уделяю внимание тепловозной стороне, полазил среди разграбленных ЧМЭ3. Наблюдаю в депо какой-то кипишь. Оказывается ВЛ10-444, снятый несколькими часами раньше, повалили одной телегой. Снимать действо по подъему не рискнул, немного посмотрел и двинул на вокзал готовиться к дальнейшему движению. В отличие от дневного затишья на вокзале уже муравейник. Много село в Петропавловский поезд, который шел чуть ранее Омского. Понятно, что "Иртыш" фирменный, билеты дороже, но и сюда посадка была не менее активная. Изрядно намотавшись за день практически сразу вырубаюсь, рано утром Свердловск.

 Изучаю расписание и планирую более чем жесткий график работы. Запланирован пробег по Пассажирскому, ускоренным электропоездом в Нижний Тагил и обратно. Ну и конечно сортировка. Вечером в Пермь, а оттуда вроде получается в Челябинск. Беру сразу и билеты. До Перми на местное "Приобье", а от Перми до Челябинска на Санкт-Петербург - Челябинск.

 Делаю два круга по депо - как всегда восьмеркой, так получается все обойти и переписать. В объектив попадает уже труп - ЧС2-117, ЧС2-308 до сих пор синий и свежепокрашенный ЧС2-565. Это сейчас звезда на морде вызывает неописуемый восторг, а тогда это было обыденностью. Лаборатории ЭР22-02 и 27 на месте, ВЛ22м на маневрах все те же. Так что все по старому. Забегая вперед - вечером удача - у цеха старейший из старейших ЭР1-2. Все ЧС2 переписаны, состояние некоторых близко к списанию. По глупейшим стечениям обстоятельств Свердловская пленка была утеряна, многое уже никто не увидел, а это было отснято, но об этом в конце.

    

 В Нижний Тагил типа ускоренный электропоезд, остановок поменьше и идет вроде как минут на 15-20 быстрее обычного. Все равно почти три часа на жесткой лавке ЭР1 не фонтан. Прибываю в Нижний Тагил и на ходу вижу что в депо практически ничего нет, да и депо-то как-то совсем не большое. Изучаю расписание на вокзале и решаю ехать ходом в Смычку. А вот тут уже первая неудача - погода явно портится и вот-вот пойдет дождь. Однако все равно отправляюсь, не сидеть же на вокзале почти три часа. Угадываю что в самой Смычке выходить не надо, а выхожу на следующей остановке - кажется "Депо". Начинаю обходить депо, только навожу фотоаппарат на ВЛ11м-024, как начинается жуткий дождь. Видно что рядом целая колонна рабочих ВЛ22м, но ни одного кадра их не сделано. Бегу в цех, благо дверь открыта.

 Дождь продолжается довольно долго, интересуюсь у работяги как уехать в Тагил. Показывает вход в тоннель - довольно жуткое сооружение, лампочек практически нет, на полу огромные лужи, несмотря на все препятствия перебираюсь на другую сторону станции и сажусь в электропоезд обратного направления. В Нижнем Тагиле дождь продолжается, но уже не так сильно. Спустя некоторое время подают электропоезд в Свердловск и вновь через три часа дороги я выхожу на платформе Электродепо.

 Круг по Свердловску-Сортировочному. Под тепловозным цехом совсем нет ТЭ3, а так все по старому. Уезжаю в город на трамвае, хватает время походить по центру, по знакомым и полюбившимся улицам. Последний обход депо и в поезд, до Перми нужно выспаться.

 В Перми впервые. Оказывается центральный вокзал - Пермь-2, значит где-то есть и Пермь-1. Из электропоездов в депо преобладают конечно ЭР1. Пассажирские на горнозаводское направление уходят под ВЛ22м. И опять к великому сожалению эти 5 кадров были глупо утрачены. Обхожу депо, все переписываю и решаю ехать в Пермь-Сортировочную. С дуру проезжаю до Комсомольской и поэтому приходится возвращаться пешком. Обхожу депо, и по каким-то дебрям пробираюсь в восточную сторону, где видел отставленные ВЛ22м. С краю ВЛ22м-1282, остальные снять возможности нет, а в этой колонне стояли - 1443,1733,1828,1868 и 2028. Попадает в кадр и только вышедший из цеха рельсосмазыватель ВЛ22м-1948. Вообще в этот год ВЛ22м еще во всю работали, попались 980,1318 и 1736. При попытке съемки отрезанных кабин ВЛ22м-523 и 535, ко мне пытается подойти охранное тело, но я резво удаляюсь, разборки в планы не входят.

    

 Возвращаюсь в Пермь-2 и решаю познакомиться с городом. Наобум сажусь в подошедший трамвай и уезжаю в город, куда ехать сам не знаю, поэтому через 6-7 остановок выхожу и прогуливаюсь в обратную сторону, далее перекусон в столовой и возврат на вокзал. Еще несколько раз обхожу депо и так не найдя раритеты (ну никто не подсказал, что еще есть и ремонтные цеха) ожидаю свой поезд. Далее Челябинск.

 Поезд подходит к Челябинску и вновь нервное раздражение - впереди почти 10 часов, а за окном дождь. Поездка 1996 года была омрачена именно этим событием, когда почти весь день пришлось проболтаться по вокзалу. Выхожу из вагона - слегка моросит. Мой поезд шел под половинкой 2ТЭ10у, против дождя решаю его не снимать, а на соседнем пути замечаю нечто голубое - оказывается сестра нашей 20-ки - ЭТ2-017. Что мешало снять электропоезд с западной стороны честно говоря не помню, электропоезд снят с востока и вместе с опорой, на соседнем кадре это же фото подправленное редактором.

    

 Начинается обход депо. Как известно депо в Челябинске просто огромное, еще и чуть ли не в трех уровнях. За самым дальним ПТО снимаю синий ВЛ10-458. Официально всем еще раз заявляю, на этом электровозе были трафареты "ПАССАЖИРСКИЙ и "ТРОИЦК" - почему-то никто не верит. Никаких записей по памяти никогда не делаю, блокнот и ручка всегда в руке, что увидел, то сразу записываю.

 ТЭЦ-овский ВЛ22м-1349 снять не получилось - стоял в колонне (на фото ВЛ10-458, он стоит слева за кустом), как ни прицеливался ничего не вышло. Опять начинается противный мелкий дождь, поэтому несколько ЧС7 снятых в этих условиях получаются смазанными. В общем день так и проходит, то дождь, то нет. Опять же съездил в город, пообедал и побродил по центру. Очередной заход в депо делаю из города с улицы, что идет от вокзала в восточную сторону. При движении по мосту замечаю среди пассажирских вагонов нечто ВЛ-образное. Прохожу в сторону экипировки вагонов, по сути это вагонное депо, и упираюсь в ВЛ10-022. Вот это да! ВЛ10-021 - тренажер в локомотивном депо, а что это за тренажер, осталось загадкой - возможно это и есть Челябинская дортехшкола. Что там за забором узнать не удалось.

 Несколько заходов в депо связаны исключительно со статистикой. Движение электровозов на ПТО практически не прерывается, много электровозов ВЛ10 на Южно-Уральской дороге как оказалось поменяли приписку, поэтому статистические наблюдения оказались весьма ценными. Времени еще много и решаю сделать попытку отыскать западное ПТО, где должны находиться Златоустовские электровозы. Схемы сортировочных станций в большинстве случав стандартны, поэтому концы конечно надо искать между нечетным отправлением и четным прибытием. Перехожу станцию через мост от депо. На спуске справа по ходу что-то типа ПМСа, на территорию не пройти, а там что-то ЭР22-подобное, как оказывается два вагона ЭР22-38, снимаю через решетку ворот. Иду вдоль по улице со стороны противоположной вокзалу. Километра через два попадается нечто похожее на переходной мост, решаюсь перейти по нему парк. Мост давно никто не ремонтировал, все доски перекрытия сгнили, дыры. Честно говоря страшно было, а спуск один - между парками. Так же с трудом спускаюсь, наверное тут вообще никто не ходит. А среди парков вроде даже жилые дома и что-то типа дороги. Еще километра полтора и ПТО все-таки найден. Электровозов оказывается не так много. Среди попавших в кадр редкий именной ВЛ10 - 615 - "Константин Заслонов". Назад на мост возвращаться даже не хочу, решаю выйти по тракционным путям в парк отправления и вернуться со стороны пассажирских путей. На ПТО спрашиваю у дядьки слесаря, а как же отсюда выбираются на станцию, на что получаю ответ - в начале и конце смены ходит электропоезд. Ждать еще долго, поэтому все-таки ухожу по пассажирским путям. Честно говоря находился, поэтому после последнего обхода депо два часа провожу на вокзале, мой поезд 12-ый Челябинск-Чита, а выгружаюсь я утром в Омске.

 В Омске меня интересовали ЧС3, которые я видел в депо в 1995 году. Поэтому и времени на Омск много не отводилось, залетел в депо, все на своих местах - отснял все имеющиеся ЧС3 и на ближайшем поезде домой. А вот в Барабинске замечаю у основных цехов свежеокрашенный ЧС3. Удивительно, ведь в работе их давно нет. Весь в раздумьях до дому.

 А вот тут и начинается самое интересное. На следующий день собираю все отснятые катушки и как бы по расчетам должно быть еще две, но их нет. Перерываю все с чем ездил - нету. В панике начинаю перебирать последние события, где и что я мог лопатить в вагоне, ничего не подходит. Делаю выводы, что какие-то две катушки оказались потеряны, остается узнать какие. В Омске утром доснял Челябинскую пленку, значит нет каких-то более ранних. Час в нервном ожидании проявки у лаборатории, забираю пленки и мягко говоря охреневаю своей собственной глупости и безалаберности. Одну из Свердловских пленок, на которой были отсняты только ЧС2, я дебил зарядил повторно в аппарат в Перми. А в Омске после окончания Челябинской катушки, я зарядил в аппарат Пермскую. Это был шок. Утеряны 24 кадра ЧС2, а также Пермские ВЛ22м. Соответственно Омские ЧС3 тоже не получились. Хоть езжай повторно, но это уже невозможно. Однако в Омск доехать вполне реально, вечером же сажусь в 349-ый Благовещенский и утром выбрасываюсь в Омске с чистой катушкой. Быстрый забег по депо. На чистую катушку сняты трупы ЧС3-26,44,68 и 83. Рабочие мотрисы ЧС3-50 и ЧС3-41. А вот ЧС3-32 в этот день не было, жаль, позже он попадется уже списанным. Возле вокзала снимаю ВЛ10-129 и ТЭМ-253 - до сих пор не знаю что это такое. Техникума в Омске вроде нет, дортехшколы вроде тоже.

 Прыгаю в ближайший поезд и выхожу в Барабинске - что же там стоит. Оказывается ЧС3-73 после ТР3. На паровозы находящиеся рядом просто не обращаю внимание. Готовность ЧС3 и паровозов к чему-то рождает только массу вопросов. Колупаться некогда, бегом на станцию, ибо разрыв до Сибиряка минимальный. Следующие поезда будут в Новосибирске только ночью, а это в планы не входит. Только весной я узнаю, что ЧС3-73 и все эти паровозы подготовлены в музей на Сеятеле.