В КЕДРОВКУ ЗА ОПЭ1

 

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ     2015 год

 

Насмотрелся фотографий в сети с Кедровского угольного разреза. Судя по комментариям к фото, да и внешнему виду агрегатов, к ОПЭ1 относятся мягко говоря не аккуратно, становится их все меньше и меньше. Этого промышленного монстра совсем близко я видел в 1997 году. В то время в ремонт на НЭРЗ они приходили частенько, а фото есть всего одного - ОПЭ1-170.

 

А почему бы и нет, ведь Кедровка совсем не далеко? Транспортная доступность, применительно ко мне, проще чем в Белово, Гурьевск, Киселевск или Междуреченск, где есть подобные аппараты. По ГУГЛу и Викимапии все понятно, списался с одним из авторов выложенных в сети фотографий - Александром (3ipka) , изучил интересные материалы Павла Кашина. Дело оставалось за малым - день с хорошей погодой.

12 сентября уже по прогнозу выпадало не айс, хотя в этот день (четное) шла 30-ка. А вот вся следующая неделя была неплохая и по прогнозу и в реалии. День был выбран - 19-ое суббота. Ехать предполагалось и туда и обратно автобусами, по прикидкам на Кемерово отводилось не более 5-6 часов, с расчетом возврата домой не так поздно. Согласно данных сайта автовокзала первый рейс делает Кемеровский автобус в 4-50, все остальные - местный ПАТП-4. Билет у Кемеровчан 700 рублей, а у наших 563. Интересно в чем разница? Билет решаю взять заранее, а вдруг? В пятницу днем беру билет с местом №2. Сборы с вечера, вставать придется очень рано. Походный набор в рюкзачке минимален - термос с чаем, пакет с бутербродами и 1,25л Пепси.

На автовокзал прибываю за 30 минут, мой рейс вообще первый. Автобус подходит к площадке минут за 10 до отправления, подтягиваются люди, на автобус вместимостью 45 мест садится человек 15. Автобус - KIA, очень удобные сидения. Даже удается уснуть на некоторое время, хотя мне просто было интересно где и как едем. Первая и единственная остановка через два часа на повороте к Болотному. Здесь туалет (15руб) и кафе - "Автотурист". Еще два часа и мы в Кемерово, прибытие заявлено на 9-20, но приехали в 9, что меня несомненно радует. Местное время - 10, согласно расписания (а нужный автобус - 179э ходит по нему) рейс на 10-15, четко по графику и подходит МАЗ. Ровно через час я в Кедровке, причем остановку чуть не проехал. Как таковой конечной нет, автобус идет по Кедровке по кольцу, небольшой отворот к остановке "Переезд" и уходит обратно в город. Остановку угадал чисто интуитивно, да и появившийся справа путепровод с контактной сетью, подсказал, что надо выходить.

Все согласно карт и снимков ГУГЛа. Нужный ориентир - путепровод справа, станция "Разрез" слева. Сначала на станцию. Локомотивное депо по всей видимости второе здание по ходу движения.

Обхожу цеха дистанции электроснабжения и ангар, который действительно оказался локомотивным депо. Первым в кадр попадает здание управления железной дороги и модный во многих местах макет паровоза Черепановых.

А возле здания депо первая увиденная дизельная секция ОПЭ1. Обозначена сбоку нарисованным номером 321, а на морде ОПЭ1-21. Пока относим это к загадке которая, забегая вперед, будет решена.

 Секция явно рабочая, предполагаю, что вторая в цехе. Более возле депо ничего нет, ворота задраены, искать входы в цех большого желания нет. Отправляюсь в сторону путепровода. Путь электрифицирован и по верху и под путепроводом, значит ОПЭ1 могут здесь быть. А с путепровода открывается вид на станцию Разрез и деповской ангар.

    

Согласно картам и схемам путь под путепроводом есть перегон Разрез - Хорошеборская, а путь на путепроводе - Кедровая - Хорошеборская. Пройдя под путепроводом все-таки поднимаюсь на его насыпь, основное движение очевидно должно быть все-таки здесь. Пока тишина и я прохожу до горловины Хорошеборской, из которой видно, что на станции ничего нет.

    

                                          впереди станция Хорошеборская                                               слева перегон Хорошеборская - Кедровая, справа Хорошеборская - Разрез

Время терять не хочется и я возвращаюсь к путепроводу, во первых там поудачнее что-нибудь снять получиться, во-вторых заприметил там огромный камушек, на котором хочется устроить привал и перекусить, ибо со вчерашнего дня я ни чего не ел. А при подходе к кривой на путепровод замечаю по другую его сторону стоящие думпкары, локомотива с моей стороны нет. Сначала опешил, думаю как так? Никто ведь не проезжал, а спустя 1-2 минуты вижу характерное подергивание вагонов после отпуска тормозов под горку и движение в мою сторону. Вот он красава! Оказывается едут вагонами вперед, и явно тормозили до остановки, а толкает ОПЭ1 с бустером! Слышно шипение воздуха, которое я принимаю за утечку из напорной магистрали. В районе автосцепки висит горящий фонарь - безопасность однако. Да, на самом путепроводе висят знаки опускания токоприемника, что локомотив (и все остальные за весь день) четко соблюдают.

Машинист находится в передней по ходу кабине, меня увидел и заранее погудел. Пропускаю состав сойдя с насыпи, бригада удивленно меня осматривает. Без капли эмоций пропускаю поезд мимо себя и снимаю его вслед. Обе секции и бустер под одним номером - 264, на борту - "Кедровский угольный разрез" и "ОАО УК Кузбассразрез уголь". До усрачки рад - первое фото сделано.

 Состав же останавливается на входном еще раз, а затем после отпуска тормозов вновь продолжает движение и все время сигналит, очевидно следуя по Хорошеборской. Я же присаживаюсь на заранее присмотренный камешек и откушиваю свой затрак. Теперь мой путь лежит к станции Кедровая. И только я выхожу на насыпь, как со стороны Кедровой вновь показываются думпкары. А этот состав не останавливается там где стоял предыдущий, очевидно локомотив может удержать этот вес. Скорость у состава небольшая и я успеваю пройти в сторону путепровода. Думпкары выходят из кривой и о чудо! В хвосте один из двух на Кузбассе НП1! Еще один снимок вслед.

Уже не зря приехал. Вот это удача! Надежды его увидеть конечно были, но чтобы вот так и сразу. Мой день! И опять привлекает свист у головного думпкара. Однако это система, надо очередной состав осмотреть внимательнее.

Иду в крутую гору. Да! Вот это уклонец! Вид как в сторону подъема, так и в сторону спуска впечатляет. А перегон явно когда-то был двухпутным, вряд ли бы здесь строили на перспективу, хотя может быть и так.

    

Горы отвалов конечно лучше наблюдать в реалии, на фото передача так себе.

    

Дошел до Кедровой. Пока поднимался, услышал пыхтение тепловоза. По громкой тетя говорила о тепловозе из разреза, наверное он и был, да еще скорее всего что-то и тащил, дизель явно с нагрузкой работал. По выходу их кривой открылся и вид на станцию Кедровая.

На станции ничего кроме думпкаров (слева) и чего-то брошенного (справа) не было. И я дальше не пошел, и скорее всего правильно сделал, но об этом чуть ниже. Возле думпкаров суетились жилетки, вагоны явно готовили. А я пошел обратно, под гору к путепроводу. В этот момент опять тетя по громкой сказала, что под думпкары заходит локомотив. Оборачиваюсь назад - опа-на на входном два желтых! Однако надо ждать поезд с Хорошеборской. И вот он показывается из кривой.

    

Обе секции ОПЭ1-262, а бустер 321-ый. Скорость не более 10 км/ч. А ползуны на вагонах - мама дорогая! Груженые по настоящему, а прыгают, страшно рядом стоять. Где же тут глыбам не выпадать, вдоль пути их не мало валяется. Без труда осматриваю и хвостовой думпкар. В общем на концевом какая-то приблуда и фонарь.

Чуть дальше в сторону путепровода справа внизу начинается частный сектор. По нему можно было выйти на эту насыпь от депо. Так вот далеко внизу замечаю сарай или гараж, и как бы это даже не капот EL21, на бустер-то совсем не похоже. Хотя я здесь совсем не специалист. Можно было и спуститься, но не стал, все равно ни табличек, ни обозначений нет.

    

А вот теперь я слышу характерный свист. Это явно свисток, а не утечка воздуха. Причем свисток постоянной тональности. Со стороны Кедровой спускаются думпкары. Рассматриваю головной - вроде как даже на концевом стоит какая-то приблуда и издающая звук, рядом с ней же горит сигнальный фонарь. Ну как я раньше не догадался - составителя-то нету, сигнал это забредшим на пути типа меня, да и ночью для своих работников. Свистит - значит думпкары едут. Вот оно как, дешево и сердито. А в хвосте опять ОПЭ1 и какой - 501-ый!

  Где-то в сети видел (вроде комментарии на Паровозе), что номер этот не настоящий. Попал на модернизацию на НЭРЗ и получил такое обозначение, а реально вроде 277-ая машина. На часах 12-15 (местное 13-15, значит до автобуса чуть больше часа. Была мысль пройти через станцию Разрез и двигаться дальше по колее. На станцию примыкания я конечно бы не успел, но возможно что-нибудь бы и попалось из тепловозов. В общем решил двигать в сторону депо. А вот тут и началось самое интересное. После прохода состава с ОПЭ1-501, со стороны Хорошеборской перед путепроводом возникло три фигуры. Похоже они тоже пропустили состав и двинулись дальше. За два часа нахождения здесь я никого не встретил, только местные жители копались в своих огородах. Навожу телевик и офигеваю, черная форма с лейбами итп итд - очень смахивает на охрану, нечто ЧОПо-образное. Идут чуть ли не цепью и похоже по мою душу. Оставаться для выяснения отношений я не стал, а быстро спустился с путепровода со своей стороны вниз и скрылся в растительности. Братва что-то громко обсуждая прошла и двинула дальше по перегону. Если братки были по мою душу, то сдал меня скорее всего машинист ОПЭ1-262, которого я снимал в лоб. Не очень-то и расстраиваясь вновь иду к депо, где вижу выставленный на станцию бустер. Против солнца снимаю грустную раскосую мордашку под номером 298, с другой же стороны эта мордашка уже "бровки домиком" и имеет номер 406.

    

А возле утренней загадочной тепловозной секции с номером 21 появилась электровозная секция с номером 321. Вот и встало все на свои места - это конечно 321 агрегат, скорее был в цехе на ремонте, а его бустер встречен с ОПЭ-262. Здесь же обе секции 321, а бустер же 298-ой - поменялись местами однако. Наличию номера 406 на этом бустере я логическое объяснения дать не могу.

 Еще снимая бустер, я увидел стоящий на станции состав думпкаров с ОПЭ1 на другом конце. Разделавшись с бустером направляюсь к нему и в этот момент замечаю еще один сюрпрайз - из ворот цеха торчит электровозная секция ОПЭ1-298, значит бустер его, а не 321-го.

 Чтобы ее снять пришлось отойти дальше от ворот так, что я зашел за стоящие секции ОПЭ1-321 и вагоны, стоящие на станции. Это было ошибкой - в этот момент думпкары с теперь уже понятным для меня свистом начинают движение в сторону Хорошеборской. Бегу прыжками за вагоны, но снять получается только на предельном зуме - и это оказывается уже встреченный сегодня ОПЭ1-262. Он полтора часа назад шел с груженым составом в Кедровую. Значит за это время он разгрузился на отвалах и через Кедровую спустился на станцию Разрез и пошел в Хорошеборскую, но уже под путепроводом.

    

 Считаю, что все задачи поставленные на сегодня успешно выполнены. Очень хочется снять снизу какой-нибудь из агрегатов на путепроводе. Выбрал хорошую точку и ждал очень долго, но как назло поезда кончились. Совсем отчаявшись иду в сторону автобусной остановки, а тут уже подляна - слышу поезд. И опять съемка на максимальных зумах, да и сбоку, что мне не сильно нравится. Вижу опускающийся токоприемник, мгновение и из за кустов выходит НП1. Обидно, но все равно не так уж и плохо.

    

Ну и практически перед приходом автобуса на перегоне появляется ОПЭ1-264. Получается все сходили по кругу и теперь идут назад.

    

 Ровно час пути до вокзала Кемерово. Чуть-чуть не успеваю на рейс 15-40, но это так и предполагалось. Беру билет на следующий - 16-30, и опять место №2. У меня еще пол-часа. На станции стоит единственный локомотив - 2ЭС6-250, который естественно был заснят, причем за такое осигнализирование, в мое время можно было и талончик отдать.

 Далее туалет, ведь до Болотного 2 часа. Комсомолка-толстушка, ведь надо что-то делать. И магнитик с Кемеровским вокзалом - это тоже уже традиция, правда сильно поздно начатая. А так бы весь холодильник был бы в вокзалах.

Автобус - новенький НЕФАЗ междугороднего типа. Билетов продано 5 штук, так всю дорогу и едем - каждый сел где и как захотел. В Болотной перекурили вместе с Томским автобусом, который был заполнен чуть-чуть больше. И дальше до Новосибирска, который в 20-00 был забит пробками - от Пашинского переезда, до автовокзала ехали почти час. В Кемерово, кстати, ни одной пробки не заметил. НЕФАЗ, в отличие от KIA мне совсем не понравился. Я так и не нашел удобного положения кресла и ерзал все 4,5 часа.

 Ну что же? Очень удачный выезд. Встречены почти все агрегаты Кедровского разреза. На интернет-странице разреза речь идет о 8-и тяговых агрегатах ОПЭ1, я же встретил 5. По наличию фотографий в сети, где-то "спрятались" от меня 328, 372 и 426 агрегаты. Хотелось бы конечно и их "хлопнуть" и единственный 2М62 увидеть. Но задача полного отсъема всех этих локомотивов разреза не ставилась. Загорелся съездить за ОПЭ1 в Белово и Междуреченск.

 Редкая страница, где выложены все фото из похода, поэтому ссылки сделал как с этих "больших" превьюшек, так и со страницы общего фотоальбома.

к началу страницы