УРАЛ - 2017

 

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ          2017

 

вступление (планы и цели)

10.06.2017 - Омск

11-12.06.2017 - Златоуст

13.06.2017 - Челябинск

14.06.2017 - Екатеринбург

 

В Златоусте я бывал в 1999-ом, 2000-ом, 2003-ем и 2004-ом. Но все эти наскоки были действительно наскоками. Как правило время пребывания составляло не более 3-х часов, электрички в Челябинск тогда ходили хорошо, да и долго задерживаться в Златоусте не планировалось. Как правило делался обход депо, по большей части информативный, несколько фотографий и бегом на Челябинскую электричку. Сейчас же планировалось провести два незабываемых дня.

 

59 прибывает в Златоуст в 8-18 местного, меня уже ждут, хоть и договаривались на 9-00.  Очень приличная 1-о комнатная на 7 этаже по улице Румянцева, практически в створе с вокзалом. Из окна открывается чудесный вид на горы и часть станции с городом.

    

 

А вот и гора "Вшивая" с опорой ЛЭП и мост через Тесьму, куда и предстоит первым делом отправиться. Могу ошибиться, но на горизонте скорее не Александровская сопка, она должна быть правее, а гора "Уральская сопка" (проложил вектор по карте викимапии от дома где велась съемка на мост через Тесьму, что по центру фото и далее). А на перегон Златоуст - Уржумка вышел грузовой со СМЕТ ВЛ10у в голове. Эта часть перегона огибает гору "Сорочья". Интересно какой будет здесь вид вечером?

    

Но сначала памятник ВЛ19, он совсем рядышком. Да... Время делает свое, в 1999-ом все более прилично.

    

Теперь к путепроводу через станционные пути. Здесь известны несколько старых фотографий и попробуем сделать их современный аналог.

    

Чертовы поперечины все конечно портят, но как-то так, а место однозначно угадано довольно точно.

Выемка в горе Косотур конечно сильно расширена, но часть старого путепровода еще сохранилась.

    

   

А вот теперь к мосту через Тесьму в восточную часть станции. По пути паровоз без обозначений, известный как Л-3028 и "примерзшая" к рельсам путейская ЭР9Е-594, ну очень давно стоящая в этом месте.

    

И вот наконец-то знаковое место - гора "Вшивая". Ох сколько видео и фотосъемок проведено здесь всеми и всями. И действительно вид на перегон отменный. Старых фотографий с этого места в сети можно найти множество, а мне нравится вот эта из коллекции Егора Казакова. Как было и как стало:

    

Моя морда слева на фоне Откликного гребня хребта Таганай, а справа на фоне горы "Сорочья"

        

Теперь перемещаемся через мост, надо сделать аналог старой фотографии горы "Вшивая". И опять место выбрано достаточно точно, ну и я на фоне хребта Таганай.

    

Погода только радует и теперь в планах восхождение на Александровскую сопку. Но по пути еще один аналог фотографии - мост через Тесьму. К сожалению точный аналог здесь сделать не получается - по левому берегу прохода совсем нет, ну а с правого не очень похоже.

    

 Ну теперь городским транспортом в Уржумку, на что уходит чуть более часа. В Уржумке тоннель под станционными путями жив-здоров, на улице жарко, в тоннеле сыро, поэтому там при входе даже туман.

Еще пара старых фотографий Прокудина-Горского.

Эта, как утверждают разные источники в сети, сделана от станции Уржумка. И скорее всего именно так, ракурс моей фотографии практически аналогичен.

     

А вот откуда сделано это фото я понял только сейчас, разложив все кадры в ряд. Мой аналог неправилен, поэтому я его и приводить не буду. Предыдущие две фотографии сделаны в северо-восточном направлении. А на этом фото каменная гряда расположена левее, а значит она сделана либо в северную сторону либо чуть-чуть в северо-западном направлении.

А вот такой вид на Александровскую сопку с автотрассы Златоуст - Миасс.

    

От свертка в Уржумку по трассе надо пройти чуть больше двух километров до пересечения с просекой ЛЭП. Чуть-чуть раньше (километра через полтора) есть еще один сверток и даже с указателем, но подниматься на сопку легче все-таки от просеки, да и там тропа вообще натоптана. Периодически попадаются вот такие стрелочки или красные метки, помогающие не сбиться с более легкого пути.

    

Подъем начался - впереди вершина, а у подножья какая-то непонятная херня. Наверное это она обозначена на Викимапских картах как остатки какого-то фундамента.

      

 Небольшой отворот к роднику, возле него табличка "Место привала". Воду из родника пить кажись рисково, а вот умыться холодненькой водой чтобы освежиться - вообще ништяк. Ну а раз место привала - аккуратно уложенные бревна и костровище, тут обед и был устроен.

Вот такие нехилые камешки у подножья.

    

 Прошло 5 минут (16.18 местного):

    

 И еще 15 минут (16.34 местного), вершина уже близка:

   

Вершина горы!  Так вот ты какая!

    

Еще немного аналогий с фотографиями начала 20 века:

 

немного не с того ракурса, но камешек тот самый.

   

 

 

вид на Таганай

    

вид на Златоуст

    

Без аналогий, просто виды с вершины горы:

слева перегон Уржумка - Хребет издали (видно как бы просеку)   и более крупно участок перегона

    

вид в западную сторону:  Уржумка и въезд в Златоуст

    

вид в восточную сторону:  слева бывший "Златмаш" (он же "Химдым"),  справа город Миасс

    

 черт знает где от Новосибирска, почти на самом верху горы -  "НИИЖТ - СДМ", нормально? Год только не разобрал

И еще раз пару раз моя подуставшая, но счастливая морда перед началом спуска:

        

 Спуск оказывается местами сложнее чем подъем. А вот такая картинка почти у подножья - мураши тащат какого-то дохлого змея без хвоста (желтых ушей нет, значит не уж).

Местное время 17-20 и еще вполне реально успеть дойти до столба Европа - Азия на 1962км, покрутиться у него и успеть на электричку в Златоуст. По кратчайшему пути пройти помогают распечатанная карта - двухсотметровка и ГУГЛовские снимки из космоса. С трассы Златоуст - Миасс сворачиваем на просеку ЛЭП, более-менее нормальная тропка вскоре упирается в забор ПМС, немного вдоль забора и слева сквозь листву уже различима насыпь подъездного пути к "химдыму". По шпалам шагать чуть проще. Где-то слева главный ход, поезда хорошо слышно, но не видно, так как перегон в профиле получается чуть ниже. Самое узкое место между насыпью подъездного пути и перегоном (всего метров 40-50) таким образом и было проворонено. А потом пошла канава с топкой грязью, перебраться в сторону перегона уже не получилось, а возвращаться не хотелось. В результате чего пришлось идти до горловины Уржумки и электричка Златоуст - Челябинск показала свой хвост. На фото кстати видна и водоотводная канава, начинающаяся далеко в лесу и тянущаяся вдоль насыпи подъездного пути до самой горловины станции.

 Небольшое возвращение назад и вот он перевальный столб Европа - Азия и я у него ровно 17 лет спустя.

    

 И сейчас будет тоже несколько фотографий, аналоги которым я попытался сделать:

 

Перевальный столб и сопка Александровская. В настоящее время ни повыше встать не получается, ни все деревья на противоположной стороне насыпи спилить. В реалии за деревьями сопка угадывается примерно в этом же месте, что и на старой фотографии.

    

 

Перевальный столб в сторону Уржумки. Если бы не буйная растительность было бы сильно похоже.

    

 

А вот это старое фото мне кажется мулькой. Так фотограф встать не мог и сопка как-то близко к столбу, а до нее топать минут 30-40. А скорее всего это вообще столб не у железной дороги, а у тракта.

    

 

Дяденьки какие-то на столбике сидят ... с разницей в 100 лет.

      

 

Более современное ретро-фото. Ну ВЛ8 конечно здесь уже не увидим, да и ВЛ10 не дождался, хорошо хоть ВЛ10У, а не 2ЭС6.

    

 

Ну а ближе к электричке набежали тучки, а к моменту подхода к платформе стал и дождик срываться. Ревизоры прошли после Таганя, вернее пролетели мимо уже перед самым Златоустом, да я и не настаивал (хи-хи-хи). Уж шибко дорогая эта Свердловская пригородная, почему-то наложившая лапы и на Челябинск и на Курган. А в Златоусте уже все хмуро и сыро, болтануться по депо желание отсутствует. И даже 9П-272 возле ДКЖ из-за дождика получился не очень резко, а днем он ребятишками улеплен был.

 Погода на завтра только удручает. По прогнозу с обеда дождь, хоть и тепло. Прикидываются разные варианты и выбирается наименее больный - на электричке до станции Хребет и обратно в Уржумку, далее по ситуации.

 

 Утро - 12-ое июня. Мягко говоря хмуровато. На Кропачево пошла ЭД4М-0080, которая пришла вечером из Челябинска, а на Челябинск вышла ЭД4М-0109, как ни странно еще серо-зеленая. Выброска на станции Хребет и вроде распогоживается. Водонапорная башня в Хребте выглядит очень даже ничего.

Сразу за горловиной начинается Хребетская петля. Со стороны четного пути неплохая горка, но вытянутая. Нечетный с квартетом 2ЭС6 в голове входящий в петлю заснят, а квартет ВЛ10у выходящий из петли снять не получилось - сам "пупок" бугра с растительностью помешал. Обратим внимание на вырубку на горе (правая фотография) - это полувагоны в составе поезда, возглавляемого вот этим 2ЭС6-520, они уже из петли вышли. Запомним это место - это, как оказалось позже, как раз граница 1967 и 1968 километров. Сюда сразу можно попасть по проложенной в лесу на склоне горы дороге (там путейская казармочка) и это самое узкое место петли. Но зачем легкие пути? Вперед в петлю, интересен сам процесс. Кстати внешним наблюдением поезд на площадке станции очевидно разгоняется до максимума - навскидку километров до 70-80, а выходит наверху из петли явно с сильными потугами похоже не более 50-и, так что перепад высоты там здоровский.

    

 Долго задерживаться здесь неинтересно - если встать для съемки нечетных, то совсем не успеваешь к четному и наоборот - бугор длинный с пупком, поэтому вперед в петлю. Со стороны Хребта высокая насыпь, примерно на половине петли какая-то речка, мост высоко над ней, а дальше сразу глубокая выемка, в которой был встречен электропоезд из Челябинска, коей оказалась опять зеленая ЭД4М.  Именно в этой выемке с обратными кривыми и наваляли грузовых вагонов в феврале 2014-го года.

На выходе из выемки опять насыпь, мост и обратные кривые. На границе 1967 и 1968 километров сам бог велел залезть на гору с которой открывается вид и на Александровскую сопку и на станцию Хребет.

 

Вот грузовой разгоняется на станции Хребет:

    

 Вот он начинает подниматься по петле:

 А вот он появился в выемке и выходит из нее:

    

Очень-очень хотелось чтобы прошел четный грузовой, чтобы заснять длинную змею локомотивом вперед, но такой был только один и по соседнему пути шел нечетный, поэтому получилось не очень. Пассажир, хоть конечно не так эффектно как бы был грузовой, но пробежал.

 В общем почти два часа на этой горке пролетели незаметно, а тучки-тучки заполонили все небо и как и планировал яндекс в 12-ом часу местного начал срываться дождь. Пришлось отправляться в путь. Прятаться от дождя получалось под мостиками, коих кажись еще минимум два на перегоне, а где совсем становилось не в моготу, а мостика не было - в лес под густые деревья. Куртка конечно спасала, но ноги-то, ноги - до колена ... При движении по перегону съемок конечно никаких не было (ветер с каплями в морду лица), а поезда как назло перли один за другим.

 При подходе к 1962 километру, как и положено законам подлости, дождь кончился. В прямой видимости перевального столба, со стороны нечетного пути было обнаружено костровище с удобными бревнами выложенными буквой "П" для сидения, здесь был устроен и привал с перекусом и небольшим костерком с решением не идти на мокрые каменные лавки у перевального столба, а наверное зря. Было снято всего несколько поездов, как вот этот мудила с ВЛ10у-576 увидел "на 4-ом пикете посторонних с фотоаппаратами", жаль по рации фамилия этого бдительного козла не расслышалась.

 Смешно, на глухих перегонах мужики подсвистывали и махали руками, а этот чертила возле культового столба Европа-Азия увидел террористов. Немного послушав рацию и поняв что события начинают развиваться, было принято решение "менять явки". Учитывая безмозглость ВОХРа, которые наверняка пошли зарабатывать медальки, уйти по изученной накануне местности никакого труда не составило. Рассматривалось предложение остаться в засаде, чтобы поснимать на максимальных зумах "поиски террористов" (а укрыться на местности там есть где), но вновь пошедший дождь и так осложнивший отход в обход, напрочь отбил это желание. Чуть затянувшийся возврат в Уржумку, был осуществлен с другой стороны. Некоторые подробности отхода опускаю, а то вдруг кто не надо читает. А не на шутку разошедшаяся непогода, заставила ехать до дому сушиться, а не продолжать запланированные походы последнего дня - в планах оставалась платформа Заводская на перегоне Златоуст - Аносово и подъем на гору возле нее.

 А во время обеда из окна открылась такая картина захода очередной тучи на город. Интервал съемки между фотографиями 9 минут. Раз! И ничего не видно - дождь лупил не по детски, хорошо града не было.

    

 Хотелось опять побежать на гору к мосту через Тесьму, но планы все-таки превыше. После небольшого передыха все-таки было принято решение выдвинуться в сторону восстановительного поезда. Время было рассчитано так, чтобы успеть снять секцию-тренажер ВЛ10 и уходящий на перегон Кропачевский электропоезд. Все делалось правильно, но из-за огромных ручьев и большого количества грязи в районе ВП, хорошо снять ЭД4М-0301 не получилось.

    

И вот тут-то, уже после выхода на перегон, стало ясно что нужно отступать, причем как можно быстрее. С запада вновь шли тучи. Так что платформа Заводская и гора "Палёная" остались не покоренными.

После прохождения нескольких грозовых фронтов вроде все успокоилось и в горах открылась совсем иная картина - туман, в живую вообще красотища! Свежий воздух, озон... Вообще здесь говорят, что Таганай всегда притягивает дождь и грозы.

    

Остаток вечера был занят попыткой просушится и сбором вещей. Ужин - "...За Златоуст..." с "Челябинским живым", которое я распробовал еще в 2005-ом. 

Ну а вот и последнее фото - Златоуст поздно вечером. Чуть левее центра кадра виден зеленый проходной на перегоне Златоуст - Уржумка.

Честно говоря не спалось, переваривались впечатления двух минувших дней. А утром ЭД4М-0380 (практически всю дорогу полупустая), увезла меня из Златоуста в Челябинск.

к началу страницы                  Челябинск  13.06.2017