АЛГАИН - МУНДЫБАШ 06.10.2018

(а Викимапия-то иногда врёт)

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ          2018 год

 

 Поездка подстраивалась исключительно под Алгаинский тоннель в продолжение проекта "Тоннели Зап-Сиба". Существующая "завязка" поездов и электропоездов так и манила в поход, а что там будет с нового графика - бог его знает. К тому же боязнь постановки тоннеля под охрану, а так же весеннее обострение клещей однозначно определили планы на одни из последних осенних крайне теплых выходных дней.

 Уже ставший мне совсем близким в этом году 118-ый прибывает в Новокузнецк в 4-30, электричка на Таштагол в 5-11. На месте (согласно Викимапии оп.516км) в 8-15. Предполагалось 1 час на тоннель и 8-и километровый переход в обратную сторону до станции Алгаин, где Таштагольская электричка возвращается в 13-48. Вполне не напряженно, тем более прогноз погоды только располагал к природе. Прибытие в Новокузнецк крайне рано - в 15-15, ведь 6 часов что-то и делать надо. В последний момент родилась мысль о Мундыбаше. И действительно 2-х часовая остановка и сокращала время ничего не делания в Новокузнецке и позволяла подняться к знаменитому в своем роде паровозу на горе. Возврат в Новокузнецк на электричке из Мундыбаша в 19-15, а там и до отправления 117-го совсем недалеко.

 И опять с работы бегом на "Инструментальный", на Сокурской до Инской, а по удалению и 118-ый. Расчет вновь верен - и в Новокузнецк, а забегая вперед и обратно, в купе я еду один. В Новокузнецке опять быстрый забег к банкомату, ибо я с работы и "пустой". Электричка уже на посадке, пойдет ЭД4м-0108. Решаю садится в первый вагон, ибо по Викимапии от платформы до тоннеля 385 метров, есть шанс после высадки максимально ломануть вперед и снять электропоезд входящий в тоннель. Вагончики хорошо подтоплены, народу (и как оказалось всю дорогу) мало, ревизоры проходят сразу, и теперь можно завалиться на лавку и дремануть. Просыпаюсь только в Мундыбаше, ехать еще час, но более не уснул, так и провертелся на лавке. В вагоне такое же лежбище, одни ноги в проходе торчат. Вот и Алгаин, на станционном здании просто "Алгаин", а на новомодных двухязыковых досках - "разъезд Алгаин". Следующая остановка - 510 километр, выходят люди - с виду дачные участки наверное. Выхожу на изготовку в тамбур, план пути изучен заранее по спутнику и вот кривая, после которой должна быть платформа. Электричка натужно тифонить и ... входит в тоннель, за которым практически сразу и остановка. Вот так так! Платформа ведь должна быть перед тоннелем! На космическом снимке в правом нижнем углу типа платформа 516км, перед тоннелем мост, в левом верхнем углу "Петухов лог" - очевидно какое-то местное название, там несколько домиков и какая-то церковь (указатель со стрелочкой у платформы).

 ЭД4М-0108 уходит вперед, а мне назад. Кривая достаточно крутая, тоннеля с платформы даже и не видно.

    

 В начале (или в конце, смотря как смотреть) платформы установлен деревянный крест, высота на вскидку метра три. Возле него крытая беседка с лавкой и столом (видно из космоса кстати). Как ни странно в такой глуши куча мусора, все-таки люди свиньи. Вниз идет тропинка, но спускаться не стал, хотя подумал может какой родник. Внизу же шумит речка, может и к ней спуск, ближе к тоннелю здоровый заброшенный дом. Тут-то и табличка со стрелочкой и направлением к церкви (в этот самый Петухов лог). Как ни пытался встать внизу, в кадр взять не смог, поэтому крупного снимка нет.  А вот с портала все это попало в кадр.

 Ну и вот цель всего этого мероприятия - Алгаинский тоннель.  Честно говоря не знаю как определиться с ориентированием порталов, оговорюсь - ЛИЧНО Я назвал портал со стороны станции Калары - западным, а со стороны Алгаина - восточным.

 Интересное сооружение. Тоннель вроде как однопутный, но прорублен под 2 пути. Причем практически половина тоннеля осталась не "выработанная". В силу небольшой протяженности в тоннеле нет ниш для работников (хотя по ГОСТу должна быть), а в той же горной породе четко по середине вырублен клин - покрашен белой краской, очевидно он и служит нишей, если что.

 Хотел по аналогии с Салаирским, перейти тоннель по верху, тем более в пределах видимости лестница вверх уходила. Не тут-то было. Обработана только над портальная часть горы, дальше довольно плотный кустарник. Учитывая совсем небольшую длину тоннеля, метров 150, все-таки полез. Горы есть горы. Если с западной стороны портала еще лежит иней (это видно на фото), то с восточной уже греет солнце и иней тает до ручьев. Моментально вымокнув по длине куртки чуть ниже "самого ни хочу" и продрав сквозь кустарники, приходиться отступить - восточная сторона портала практически отвесная. Внизу мост через реку, а парашют я забыл дома.

       

 Пришлось возвращаться через мокрый кустарник (бррр..., даже сейчас стремно), спускаться вниз и проходить через тоннель. Если с западной стороны портала "зима", то с восточной уже совсем лето. Сразу из тоннеля на мост, а порталы, очевидно в силу строения горы, несколько различны.

    

 Если я правильно определился с топографической картой данного квадрата, тоннель пересекает один из склонов горы с отметкой 520. Наверное по ней и отмечена платформа 516км в Викимапии перед тоннелем.

 Как окажется, я наивно ожидал здесь поезд в течение 30-40 минут, желая заснять его выход из тоннеля. В общем говоря, обсняв тоннель со всех сторон я отправляюсь в сторону Алгаина. А в этом месте, согласно карт Генштаба и спутника Викимапии, и должна находиться платформа "516 км", рядом вид с этого места обратно - на тоннель.

    

 Божешь ты мой! Какие места, как чертовски прекрасны горы и тайга именно золотой осенью! Я никогда не был в Горной Шории, ну не привлекают меня ни горные лыжи, ни горные санки. Но все равно, зимой тут все в снегу, а осень ...!

    

  Дорога проходит по долине реки Анзас. Вода ну очень мутная и грязная, течение то бурное то не очень. Есть и пороги.

      

 В соответствии и с картой и со спутником на 2 пикете 515-го километра - мост. У моста заканчивается автодорога, если эту колею, обрывающуюся в воде (хотя брода вроде никакого и нет) можно назвать дорогой. У спуска к воде обнаруживается костровище, где и устраивается получасовой привал - война - войной, а кушать-то хочется.

    

 Еще один красивый арочный мост - 513 километр пикет 4.

    

 А вот дальше опять не стыковочки. На спутнике:

 - в левом верхнем углу - "Петухов Лог", тоннель и мост перед ним, никакого намека на существующую платформу;

 - чуть южнее - типа платформа "516 км", уже стало понятно что здесь ее нет;

 - самая нижняя точка - мост, в действительности здесь мост и есть, привал был тут - 515 километр пикет 2;

 - восточнее еще один мост, и он тоже точно тут - 513 километр пикет 4;

 - дальше что-то похожее на просеку с СЗ на ЮВ, и здесь платформа "510 км". Ну уже и в теории не может ее тут быть, это минимум середина 512 километра, хотя примеров, когда километр не совпадает с платформой масса.

 Ориентир - просека с ЛЭП, которая оказывается идет по высоченным горам.

    

 И никакой платформы, как и думалось, тут нет! Здесь мост, правда не такой большой как предыдущие - на фото вид от Алгаина.

      

 Не могу не вернуться к окружающему миру. Кругом пихты и непрекращающийся пихтовый аромат. Вообще очень похоже на Кругобайкалку - скальные выемки с одной стороны, масса небольших мостиков через ручьи и бурлящая река с другой стороны, кривая на кривой и горы, горы, горы.

         

    

 Горы есть горы - на солнечной стороне уже можно раздеваться, а на теневой еще изморозь:

    

 Как выжила эта одинокая ромашка на щебенке?

 А еще горы это контраст теней. Высота выемки в горе такова, что в ней темно, а за выемкой или при выходе из-за уступа горы яркий дневной свет.

    

 Начинается 510 километр, по картам здесь поселок обозначенный "Каменный Карьер". Вот здесь и обнаруживается платформа "510 км", собственно здесь она и должна быть. На другом берегу речки расположились домики в количестве 7 штук. Никаким карьером в классическом понятии здесь вроде не пахнет, а домики больше похожи на дачные участки.

    

 Времени еще море, устраивается второй привал с чаепитием. Ох как же хочется поезд на фоне горы, но увы. Еще немного насидевшись и надышавшись свежим горным воздухом, отправляюсь на заключительные два километра пути. А вскоре появляется  предупредительный и как положено через 1000 метров входной на разъезд Алгаин.

    

 Ну и что же тут такого интересного - спросит рядовой читатель моей бредятины. Дело в том, что здесь ПОЛУАВТОБЛОКИРОВКА! И это-то в 21 веке. Направление Новокузнецк - Таштагол считается малодеятельным, следовательно денег в модернизацию и не вкладывают. За 5 часов моего нахождения на перегоне, кроме электрички туда и обратно, не прошло ни единого поезда. Что такое ПАБ, ведь такое редко где встретишь? Перегон ограничен входными и выходными светофорами. На перегоне никаких проходных светофоров нет, только предупредительные к входным на расстоянии не менее тормозного пути. Соответственно на перегоне всегда находится только один поезд. Лично я вижу такое во второй раз, первый - на Кругобайкалке.

 Переход мой закончен. Впереди станция (вернее разъезд) Алгаин. Интересно, что сам поселок называется Амзас. До обратной электрички чуть меньше часа и можно посидеть на стандартной лавке с видом на живописную гору прямо напротив станционного здания. 

    

 Возвращается ЭД4М-0108 и уже через 40 минут я выбрасываюсь на платформе "472 км". И опять терзают смутные сомнения на фоне удаляющегося электропоезда.

    

 По спутнику платформа "472 км" расположена у развилки дорог (по центру скана), а я снимаю электропоезд с платформы на фоне рукотворных каменных кладок, которые очень хорошо видны на спутнике и расположены южнее. На картах Генштаба же платформа на своем истинном месте (ориентир - речная петля), но это я увидел только сейчас.

    

 Пройдя до каменных кладок (скорее это своеобразные укрепители склона) чуть-чуть не километр, решаю забраться на эту гору. Склон оказывается не такой травянистый (кустарник по колено), а после горы в Бельсу, этот холм - пыль для моряков. С него уже и открывается вид на следующую гору и паровоз на ее вершине.

 Теперь уже спуск не по склону, а по грунтовке и подъем по ней же на серпантин, в конце все-таки через кусты, чтобы немного срезать. К паровозу ведет накатанная дорога, видимо его не забывают. А вокруг все такое заросшее и запущенное!  С лобовой части паровоза, хорошего места для съемки я так и не нашел.

    

 Время еще есть и устраивается "полдник на горе у паровоза" с видом на станцию Мундыбаш.

     

 Как раз остается менее часа до отправления электрички, можно шлепать на станцию. Спуск с противоположной части горы проще - совсем немного через кусты по натоптанной тропке и вниз по грунтовке. 5 минут и станция, а в Новокузнецк пойдет ЭД4м-0314.

 Вокзал какой-то жуткий. Касс нет, но зал ожидания открыт. Есть время подняться на переходной мост и кинуть взгляд в обе стороны. С юга - паровоз на горе, с севера - "взорванная" аглофабрика. Да, припоздал я не то что на какую-нибудь ТЭМку, вообще на что-то. А когда-то сюда люди ездили за работающим ТЭ3.

    

 И о чудо от развалин выползает ВЛ10у (виден на фото с горы от паровоза), бригада меняет кабину и электровоз резервом уходит в сторону станции Осман. Это единственный поезд встреченный за этот день.

 Народу в Мундыбаше садится совсем немного (как окажется пока, дачных платформ великое множество). Перед самым отправлением дежурная по громкой связи говорит о прибытии разборки из Османа. Как оказывается ВЛ10-1788 притащит целых три вагона со щебенкой. Да, совсем тут с работой видно хреново. Последние чудные пейзажи встречены за Мундыбашем. Живописные скалы с характерными прослойками времени.

    

  В Новокузнецке всего два с половиной часа и посадка. Тот же вагон, что ехал и сюда, только место другое. Один в купе - красота. Наичудеснейшая поездка! Как будто опять по Кругобайкалке прошел. Все фотографии, которых совсем немного, выложу  в общий альбом.