БАРНАУЛ - ТЯГУН - ТОГУЛЁНОК 22.09.2018

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ          2018 год

 

 После 2-х летних сборов проект "Тоннели Зап-Сиба" все-таки был открыт посещением Салаирского тоннеля на 159 километре перегона Тягун - Аламбай.

 Расписание более чем хреновое. Бла-бла кар мне не нравится, лучше попробовать поспать в поезде чем пытаться подремать в машине, да еще и неизвестно сколько в ней народу будет. Самый "поздний" вариант - оказаться в Барнауле на 601-ом в 2-43, ранее вариантов нет. Далее электричка до Тягуна в 7-00. Можно и на Артыштинской прямо до места, но это еще 3 часа ожидания.

 Первый раз в жизни ехал в полупустой сидячке 601-го поезда. Удобную позу нашел только под конец, в общем подремал не более часа, так и прокрутился. На вокзальной лавке дотянул только до 5 с копейками - надоело. Взял в буфете кофе, потом еще раз повторил. Выбрал магнитик как всегда с вокзалом. Как ни странно при наличии не более чем полутора десятков людей в вокзале и практически полного отсутствия движения поездов, всю ночь работают все буфеты и ларьки. В 5-40 открылся автовокзал, в отличие от Новосибирского, где я пока тоже был всего один раз в жизни, при примерно таком же количестве пассажиров работало 3 кассы, а не одна. Легко и быстро взял билет на автобус обратно до дому. Два последних рейса - 20-00 и 21-20. Взял на 20, рискуя опоздать, ибо прибытие электрички из Артышты по расписанию 19-38 и в запасе всего 22 минуты.

 К половине седьмого народ начинает копиться на платформе. Пойдут три электрички - Красный Боец, Тягун и Черепаново. На сквозном пути стоит ЭД9Э-0056 и она пошла на Красный Боец. Из депо в тупик вышла ЭД9Э-0036 и была заглушена, а стоявшую в ночном отстое ЭД9Э-0060 завели и как оказалось именно она и пойдет в Тягун. Ну не нравятся мне эти ортопедические лавки! Ехать три часа на таких сидениях для меня пытка, в общем спать очень хотелось, но даже толком вздремнуть не получилось.

 А на каждой более-менее крупной станции или платформе подсаживались и подсаживались велосипедисты. В чем дело выяснилось только в Тягуне, куда они все и ехали. С Заринской полезли в горы, тут и стали открываться живописные картины.

    

 В Тягуне все велосипеды вышли, божешь ты мой! Такого количества разношерстных любителей с 2-х колесными конями я еще не видел. Подождал пока рассасутся чтобы без помех снять поезд, а после перехода к другой голове все стало на свои места. Марафон у них, осенний, да еще и ежегодный, только не понял какой по счету, то ли 2-ой, то ли 11-ый. Едут от Тягуна в Заринск.

    

 Из-за желания снять Артыштинскую электричку, входящую в тоннель (а она по платформе Тогуленок проходит в 13-13), на 9-и километровый переход отводилось максимум 3 часа. Путь условно был разбит на два этапа - до места обозванного мной "карьер", и от него до тоннеля. Оба эти участка получались примерно по 4,5 киломметра.

 Переход начался и наличие дороги вдоль путей на первом этапе хоть и не совсем важнецкой, все-таки вселяло уверенность. Поезда поснимать не удалось, а жаль места наикрасивейшие. Практически сразу дорога ушла вниз вдоль высокой насыпи на которой в пути и был заснять единственный поезд.

 Более-менее хорошая дорога закончилась как раз у этого самого типа "карьера". Оказалось это никакой не карьер, это приличная выемка в которой очистили склоны от растительности до глины и скорее всего забабахают красиво крупный щебень и гальку в сетку, как это сейчас модно. Видимо с Тягуна сюда регулярно ходит техника, вот дорогу и прокатали. А дальше дороги нет, приходилось идти либо по краю бровки, либо по канаве, хорошо что все по сухому.

    

 В этом месте (у модернизируемой выемки) еще изначально планировалось срезать (как оказалось это вообще и не понадобилось бы, на весь путь у меня ушло всего 2 часа). По спутнику четко видно дорогу к поляне и далее, по железнодорожной петле получилось бы почти на километр длиннее.

  Начал срезать, но вовремя остановился - чуть не утонул в грязи - в тайге-то дорога сырая. Пройдя не более двухсот метров, понял что кина не будет и полез через бурелом к путям. А вокруг-то самая настоящая глухая тайга.

      

 В этот момент просрал что-то двухвагонное на базе электропоезда - обидно, даже не видел что это, только крышевое оборудование. Более в хороших и красивых местах поезда не попадались, а ждать было некогда. Практически весь путь в выемках, отходить в сторону практически некуда, поэтому в целях личной безопасности не снимал. А на каждом километре путейские сторожки, интересно, у нас такого нету.

    

 А вот и тоннель. Справа склон уже "обработан", левый видимо в проекте (а на спутнике кстати правый еще в траве, значит этим летом и сделали). Начало тоннеля примерно на 159км + 150м, с другой стороны граница примерно по 6 пикету, т.е. метров 450.

 Тоннель двухпутный, электрифицированный, расположен в кривой, просматривается насквозь. Собственно фотографии обо всем говорят сами. Охранных датчиков движения на порталах нет, поэтому по тоннелю можно беспрепятственно пройти. При приближении поезда звучит сигнал, причем звук аналогичен автомобильной сигнализации. Подметил я следующее. При подходе поезда со стороны Тягуна (при вступлении на блок-участок перед тоннелем, а проходной светофор стоит в метрах 400-х перед ним) сигнализация включается и работает пока поезд не освободит блок-участок с тоннелем. При подходе поезда со стороны Аламбая, сигнализация включается очевидно при вступлении поезда на предшествующий тоннелю блок-участок, примерно через 30-40 секунд выключается. И вновь включается при приближении поезда к тоннелю, продолжая работать до освобождения блок-участка с тоннелем.

 А вот тут произошло пренеприятное событие. Честно говоря и сейчас вспоминая - спина холодным потом покрывается. Отсняв западный портал, решил подниматься на тоннель. Очень не хотелось возвращаться чтобы подняться не по косогорам, а по дороге. Естественно правильное решение подняться вдоль одной из стенок портала, по водоотводному лотку. Ближе была правая сторона, туда и полез. Сзади рюкзак, не тяжелый, но все же, подъем крутой - как идти? Конечно максимум наклона вперед, шары в землю и наверх...... Как я не наступил на змею сам не знаю. Вообще я споткнулся и очередной шаг был не шаг, а прыжок вперед, наверное поэтому и пронесло. Это была обычная гадюка, которая законно лежала на открытом месте и грелась на солнышке, ну положено это так у змей. Я видно ее своим прыжком и испугал. Я ее не видел под ногами, я ее увидел уже позади себя, она шипя удалилась с дорожки в траву в сторону косогора. Теперь я точно знаю чувство когда похолодало везде и затряслись и коленки и все поджилки. Вверх я не полез, я в два прыжка спустился вниз.

 Отдышавшись, вернулся метров на сто назад, поднялся на тоннель по дороге и решил все-таки отобедать с этой стороны тоннеля, до электрички времени как раз хватило бы. Аппетита честно говоря не было, да и че-то руки тряслись и спички ломались, поездов ни хрена нет, змеи кругом ходят. В общем поддержал организм разогретой пищей. И вдруг запищала сигналка, значит идет поезд. Гул со стороны Тягуна.  /Кстати интересно, гула со стороны Аламбая вообще не слышно, а со стороны Тягуна слышно, даже когда поезда еще долго не видно. Как-то интересно звук здесь распространяется./  Показался красный локомотив и о чудо! Это помазок ЧС4т! То что на протяжении нескольких лет не удается поймать в спокойной обстановке в районе Среднесибирской, поймалось с экстримом в Тогуленке. Все змеи ушли на второй план, сюда уже стоило съездить.

 Наконец-то поезда пошли. Особо художественных фото наделать задача не стояла, поэтому особо и не напрягался. А вот и электричка. Идет ЭД9Э-0036, несколько кадров вслед. Можно считать полдела сделано.

    

 А в момент съемки этого поезда (шел по удалению за электричкой), было обращено внимание на появление двух членов в жилетках с другой стороны тоннеля (видно на фото). Ранее движняка не было, значит приехали на электричке. Хорошо видно, что члены начинают фотографировать противоположный портал, заходят в тоннель и снимают внутри. Интересно! Коллеги? На максимальном зуме видно, что один с пакетом в руке, второй с рюкзаком, а снимают на телефоны. Какой-то несуразный, не "наш" вид. На всякий случай поднимаюсь на верх тоннеля, занимаю место на удобном чурбаке и начинаю наблюдать.

    

 Успевают выйти из тоннеля и у самого портала пропускают следующий поезд, вновь отсняли несколько раз портал и поднимаются наверх там, где я поздоровался со змейкой. В момент подъема, на приличном расстоянии , рассмотрел их в объектив. Нет, не наши люди. Один совсем в годах, вот он с пакетом в руках и таскается как лох какой-то, второй помоложе, с ним и будем разговаривать. На жилетках трафарет "ПЧ ИССО". Идут по грунтовке в мою сторону, но не ко мне, а мимо. Сам начинаю разговор о змеях, и видно что не ожидали, испугались. Разговор поддерживать не хотят. Спрашиваю что сей трафарет означает? Старый говорить вообще не намерен и уходит дальше, а молодой тормозится - мы говорит специалисты по транспортной безопасности искусственных сооружений - и мостов и тоннелей. Охранять, говорю, что ли собираетесь? Да, отвечает молодой. Так что надо пулей лететь к Алгаинскому тоннелю, пока вышки с автоматчиками не поставили - делаю глубокий вывод. Обсняли тоннель сверху и ушли к восточному порталу. Немного погодя пошел туда и я с задачей сделать те  же, но свои кадры. Над тоннелем трава скошена, по периметру водоотводной лоток. Вентиляционных шахт нет, видимо из-за того что тоннель совсем не длинный.

 Поверху также проходит две грунтовки. Одна - подъем от портала, видимая на спутнике, и скорее всего накатанная во время отсыпки уклона, так как вдоль перегона в сторону Тягуна ее продолжения нет. Вторая грунтовка ближе к восточному порталу, она более основательная и обозначена на всех картах.

 Здесь, наверху у восточного портала, тоже пришлось задержаться - поезда опять кончились. А вот этот, с ВЛ80с-018 в голове, вообще встал перед проходным, оставив часть состава в тоннеле, так что я и портал обснять не мог.

 Судя по разговорам по рации (и Аламбай и Тягун с этой горы было слышно очень хорошо), зашилась Артышта по неприему. Наконец-то в Аламбае путь освободился и ВЛ80с-018 потащился вперед освободив мне место съемки. Два члена-специалиста сидели оказывается внизу у будки путейцев. Чтобы не привлекать внимание, встал так что будка меня перекрывала от них, отснял тоннель у пошел к Тогуленку.

А вот с этой стороны очень хорошо видно как горный массив преградил путь железной дороге. Наверное хорошо видно, потому что гора более отвесная и не так "обработана" как со стороны западного портала. Несомненно выемка была бы жутко высокая, да и в данном случае тоннель явно дешевле.

 Платформа "Тогулёнок" - с одной стороны представляет перевернутые ж/б шпалы, а с другой стороны обычные деревянные.

 Как назло пошли поезда на Аламбай со стороны яркого солнца, поэтому съемкой не заморачивался. А  вот ЧС4т-431 в обратную сторону, падлюка, подкрался без сигналов. Если бы я увидел его заранее, я бы перебежал на деревянную платформу, а так только выстрел в зад. ЭП1-307 с дефектоскопом во время кратковременного захода солнца за тучку со стороны тоннеля вроде получился. А вот грешным делом подумал, что машинист очередного поезда на Тягун меня сдает. Через несколько минут после прохода поезда (а я его снимал) кто-то начал вызывать Тягун и что-то говорить. Дежурная по Тягуну стала расспрашивать где, да где? Да сейчас сообщу. Честно говоря тонус несколько упал. Оказалось все проще - он сшиб корову на подходе к Тягуну, и уже всех следующих дежурная предупреждала о КРС на путях.

 Как ни странно, в такой глуши, к электричке подошли люди, да и не мало. Из разговоров понял, что у них здесь что-то дачь, да на хрена такая дача - более 3-х часов ехать, да хрен знает сколько еще идти. Появилась 0036-ая и мое путешествие таким образом почти закончилось. Несмотря на огромное количество дачников, в Барнаул приехали вовремя. Бегом на автовокзал, да еще и минут 10 пришлось сидеть. Автобус на посадку вышел четко к 20-00. На 51 местный автобус продали не более 15-и билетов. Автобус чертовски удобный, даже вздремнулось. Через час с небольшим 20-и минутная стоянка у кафе "Грань Алтая", посмотрел по карте - где-то как раз рядом граница областей. Ровно через два час (на 22) поворот на Черепаново, а почти на 23 проехали Бердск. Два мужичка просили высадить у Гиганта на развязке в шлюзы, водила покобенился но высадил их только на Сеятеле. Ну думаю рискну закинуть удочку на карьер Борок. Тоже покобенился кабан, но высадил на повороте на Выборную, что еще лучше. Так что в начале первого я был уже дома.

   

  Ну что же довольно экстремальный турпоход, спал-то вообще мало. Вот и добрался я до Салаирского  тоннеля (два года собирался), да и давно задуманный новый проект "Тоннели Зап-Сиба" наконец-то открыт. Надо в октябре выбираться к Алгаинскому тоннелю, пока специалисты и его не стали охранять.  Все фотографии выложу  в общий альбом.