30 ЛЕТ В ПУТИ ...

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ          ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ

 

  27 января 2019 года отмечен своеобразный юбилей. Ровно 30 лет назад - 27 января 1989 года произошли события, предопределившие мою будущую деятельность, был осуществлен поворот на ту дорогу, движение по которой продолжается и по сей день.

 За несколько дней до означенной даты состоялся небольшой семейный совет в "стане дедов" на котором чисто случайно присутствовала моя, на тот момент 14-и летняя, несколько ветреная особа. Вот сейчас я даже и не помню что меня тогда интересовало, не то что интернета, просто и компьютеров-то тогда не было. Болтались после школы на улице, берег Оби рядом, так называемые "штабы", все было там и на прилежащей территории, летом велосипед итд, итп - пацаны как пацаны. Не хулиганил, не привлекался, не задерживался. Нравилось склеивать корабли из бумаги. Помните продавались наборы, сделал 3-и или 4-е штуки, не те что пластмассовые, а из бумаги и картона с неторопливой работой на 2-3 недели.  Короче присутствовал на совете и все тут. Понимаю по сути разговора что отец и дед куда-то собираются дунуть в пятницу 27-го января. Прислушиваюсь внимательнее - ага, в Каргат, ага - что-то оттуда тащить, как ехать - на электричке? Ого-го! На поезде! В кабине электровоза! Немедленно предложены свои услуги, а учитывая, что дитятко - любимый внук и прочее прочее, благословление немедленно получено. Абсолютно не владея в то время, тонкостями поездки в локомотиве, изучаю уже имеющийся на руках документ - разрешение, которое прожаренный жизнью деда уже надыбал в депо. Конечно помню текст наизусть, запомнил его на всю жизнь, да и разрешение-то - полоска бумаги, написанная вручную, и сейчас перед глазами. Эх забрать бы ее тогда на память, да кто-ж знал-то?    /Разрешаю проезд в кабине электровоза до станции Каргат и обратно старейшему машинисту службы тяги Полевода М.Э. с сыном.  ТЧЗЭ Барков В.А./    Конечно на меня не рассчитывалось, но вроде как бы иду прицепом, проблем не будет.

 Учился я, будем говорить не так уж и плохо, в пятницу особо важного ничего не было, мА-мА пребывающая в должности учителя химии-биологии, а так же с регулярностью исполняющая обязанности ЗАВУЧа в моей же школе, молвит слово учителям и вот вечером 26-го при полной экипировке, я с папой прибываю к дедам (в соседнюю 5-ти этажку-хрущевку). Подъем рано-рано утром, бабка суетится с плотным завтраком, ибо с собой ничего не берем. До станции 5-7 минут ходу, спускаемся на перрон, наш 271-ый (Чита - Челябинск) уже стоит на 3 пути.  Деда залезает в кабину, платформа как раз со стороны помощника - его там хорошо видно - на улице темно, а кабина ярко освещена, достает разрешение, машинист читает и беспрекословно кивает головой. Деда лихо включает освещение коридора, открывает окно и кричит чтобы мы шлепали к задней кабине (тоже картина так и стоит перед глазами, аж слеза наворачивается). Мы с папой, как два последних лоха далекие от электровозов серии ЧС, начинаем движение по платформе, что деда очень выразительно через окно же и пресекает. Обходим электровоз, дверь уже открыта и мой первый подъем в кабину, прямо-таки скажем не очень удачный... Опять же, уже осознавая и анализируя через много лет, электровоз попадается удачный. В плане чего? В задней кабине оказывается есть стул помощника. И если кому-то из молодежи данная фраза сейчас не понятна, то старики-то знают и меня поймут. На чехе переносной стул помощника иногда даже и один на электровоз, мог оказаться дефицитом. Принимая машину на ПТО в Барабинске, зачастую надо было шлепать к тракционным путям основного депо и забирать стул с холодного электровоза. А я, работая в 1993 году, застал и такие времена, стул вообще сдавался в кладовую при заходе электровоза на ПТО вместе с инструментом, а при приеме машины и выдавался обратно вместе с инструментальным ведром (пардон это звалось готовальней) и таскался из кабины в кабину на станции оборота. Короче, в данном случае свезло. Деда, как и полагается старшему по званию, расположился в кресле машиниста, а мы с папой делили дорогу по очереди - откидушка - стул помощника.

  А вот теперь я  точно знаю откуда пошла страсть к нумерной статистике. При погрузке в заднюю кабину, замечаю ряд цифирек на борту, причем не замечая их на морде электровоза. Основу-основ - силуэт ЧС2 и ЧС3, ВЛ8 и ВЛ10 - это я знал и различал уже давно. Короче ЧС2 ведь - это понятно, а номер на память надо записать с борта. Взял сразу у отца авторучку, чтобы записать при выходе - да и забыл. Взял бы перед выходом - записал бы, а так нет. Эх просто интересно на какой машине ехали, 34Е точно - проход поперечный в машинном был. В общем дорога туда неинтересно, темно, ничего не видно и непонятно, да и в сон тянет.

 В Каргат прибытие на 5-20 мск, а от вокзала оказывается идти недалеко - всего 10 минут ходу. Нас уже ждали и все для нас было приготовлено. Чтобы не надоедать и не мешать людям, день-то ведь рабочий, забираем свое и отбываем на вокзал. Назад нам ехать на 184-ом - Москва - Хабаровск, но до него еще уйма времени. Запомнился старый деревянный вокзал Каргата, стандартной типовой постройки конца 19-го - начала 20-го века. Вход по центру, небольшой зал налево, небольшой зал направо. Стандартные деревянные секции для сидения.

    

 Посидели немного, а голод-то не тетка, да и до дому еще далеко. Пользуясь служебным положением, папа договаривается в комнате милиции - там оставляем свои довольно габаритные рюкзаки. Вот что не помню где была столовая - то ли в пристройке вокзала с обратной стороны, то ли отдельное здание, скорее второе. Очень сытно обедаем (некоторые смешные подробности здесь опускаю). Надо сказать, что колхозные столовые в СССР кормили куда вкуснее городских. Возвращаемся в вокзал, забираем вещи, скорее всего срывая обед дежурному, который ознакомившись с папиным удостоверением похоже и отойти-то от своего стула боялся. За пол часа выходим на перрон и отходим далеко вперед за платформу к знаку "Остановка локомотива". В ожидании поезда деда - всю жизнь путевая душа, окропляет выше упомянутый столбик, конечно приходится деду подобным образом поддержать - и словом и делом. По графику 1988/1989 года, да и в последующие два графика, по Каргату под обгон ставили 908-ой почтово-багажный Москва - Иркутск. Он и прибыл на 3 путь (к вокзалу) перед 184-ым в 9-12. Вот тут я уже был заинтересован некоторыми деталями, поинтересовался что за розетки на морде (у электровоза 271-го поезда их не было), а вот память почему-то четко зафиксировала 781-ый электровоз у 908-го поезда. Несколько позже выяснится что все последние годы это Свердловская машина. Скорее всего номер электровоза был 718-ый, хотя розеток СМЕТ на нем я не помню, а вот на 781-ом они как раз были однозначно, ни разу не видел, но чем черт не шутит - разовый заход Свердловской машины на Зап-Сиб (Курганские ВЛ10, где-то в 1992-93гг лично видел с багажами пару раз в Новосибирске!). Четко на 9-20, по удалению за 908-ым, подкатывает и наш 184-ый, в голове ЧС2-225. Деда опять пошел в кабину, а ему дверь уже открывают - оказывается машинист деда знает. Переговоры уже без бумажек. Что запомнил - машинист был с бородой. В депо я работать пришел спустя 7 лет и с бородой в пассажирском движении был только один помощник. Осталось неизведанным с кем ехали. А вот теперь уже светло. Первым делом записываю на руке номер электровоза (ну вот нахрена спрашивается?), а затем с интересом изучаю пульт и назначение переключателей, сигнальные лампы, периодически зажигающиеся и манометры, стрелочки которых периодически дергаются. Одно из первых ложных впечатлений, не знаю почему, но еще некоторое время до изучения схемы и работы электровоза, звук набора первой позиции стойко ассоциировался у меня не с началом движения, а с включением компрессоров. В Чулыме 2-х минутная стоянка, перешли с дедом в первую кабину. За руль пересел помощник (да так всю жизнь и было - дорогу до Барабинска и обратно всегда делили по Чулыму) и поехали. Всё! Башню сорвало навсегда! Наверное подобное было только тогда, когда впервые сам поехал за рулем на машине, но это круче. Дед разговаривал с машинистом, а я сидя на откидушке, с открытым ртом наблюдал за управлением. В кабине ехали до Оби, после чего пошли собираться. Поезд прибыл на 4 путь, выбрасываемся в междупутье, последний взгляд на электровоз в голове и пошли домой. В этот вечер еще ничего, а вот в субботу и воскресенье приходит уже жуткая ностальгия по пережитому и понеслось ... Но это уже совсем другие истории.

   27 января на долгие годы стал знаковым днем, ежегодно я встречал 184-ый поезд, пока тот не перестал существовать. Аккуратно записывал ежегодные наблюдения - какая машина была в голове, к сожалению записей не сохранилось. 184-ый прибывал в Новосибирск в графике 1988/1989 в 12-05 мск, в последующие годы расписание менялось только на минуты, а по удалению всегда прибывал почтовый 908-ой. Эти два поезда, а так же еще 37-ой со сменой электровоза(Томск - Москва) и 59-ый (Новосибирск - Одесса) - прибывающие и отправляющиеся в этот же временной интервал, стали основными в статистике наблюдений Барабинских электровозов в ближайшие 2 года. Когда была заведена рабочая тетрадь по учету электровозов, первой записью была следующая - "Первую поездку совершил 27.01.1989 на электровозе ЧС2-225 с поездом №184 Москва - Хабаровск". Много раз проезжая мимо станции на поезде я обязательно выходил к окну и провожал взглядом старенький Каргатский вокзал, да и работая в пригородном движении приходилось бывать на станции несчетное количество раз, но при новом вокзале это были уже совсем не те чувства.

 Ну а электровоз ЧС2-225 стал вечным талисманом, героем снов, картинок и рисунков. Всякий раз, при возможности конечно, я поднимался в кабину, если эта машинка забегала в Новосибирск, и просто 5-10 минут молча сидел, держась за баранку. Наверное к лучшему то, что я не смог увидеть его на разделке лома в депо Барабинск, не пережил бы.

 

  На четверть вековой юбилей моей скромной даты - 27 января 2014 года была запланирована поездка в Каргат, но эта дата выпала на понедельник и именно в этот день я никак не мог оставить свое нынешнее рабочее место. А вот 30-и  летие годовщины в этом году выпало на воскресенье, и несмотря на 25-и градусный мороз я не раздумывая отправился в путь. Первый вариант предусматривал поехать туда и обратно на Каргатской электричке, но в этом случае в течение двух с лишним часов на станции не то что не останавливается, но и даже не проходит ни один четный пассажирский поезд, а очень хочется сделать фото поезда у островной платформы. Это стало возможным только при втором более сложном варианте подороже - первым электропоездом (теперь есть такой Новосибирск - Чулым - Барабинск) до Каргата, через несколько минут остановится 100-ка (Москва - Владивосток), а чтобы не торчать почти 4 часа до оборота Каргатского электропоезда, можно при том же времени нахождения в Каргате  доехать до Барабинска на 59-ом (Новокузнецк - Кисловодск) и через час с небольшим обратно на 76-ом (Москва-Тында). Причем прибытие в Новосибирск всего на несколько минут позже электропоезда.  Сказано - сделано! Унты, теплая куртка, термос с чаем, конечно шкалик коньячка и немного закуски "за юбилей" и вот он морозный Каргат спустя 30 лет.

  Да, вокзал совсем не тот. Честно говоря не знаю, бывает ли там то количество пассажиров, на которое он рассчитан.

 

 А вот подходит и пассажирский. Да... Не встретить здесь более поезда под электровозом ЧС2 как в былые времена.

    

 Утренняя улица совсем пустая, холодно. Дошел до нужного места - ничего не изменилось, только по правой стороне сквер разбили и храм возвели.

 Вернулся на станцию. Есть еще одно интересное место - пешеходный мост через речку Каргат. Из-за сугробов, даже в унтах, хорошо взять его в кадр не получается. Летом здесь все под зеленым шатром, а мимо пробегают поезда.

        

 Это старое фото почему-то у меня никак не подписано, но есть стойкое убеждение что это Каргат. Ниже мои фото, зимнее сделал в этой поездке, а летнее сделано в 2013 году, что-то похожее есть.

    

 

 На Барабинск с временем пребывания чуть более часа, особых ставок и не делалось. И как оказалось правильно. К паровозу из-за сугробов не подобраться вообще, да еще одно препятствие - на перрон теперь можно выйти только через вокзал, все огорожено. К депо проход тоже со стороны города, хотя летом можно будет и по первому пути все заборы обойти. Тракционные пути депо практически пустые. ЧС2-031 похоже прирос к рельсам - стоит на том же месте, что и в ноябре 2017-го. Одно фото под депо и бегом на поезд. А вечером опять была ностальжи по безмятежному и доброму прошлому. Хочу машину времени ...