СТАТЬЯ в ТРАНССИБЕ о ЧС2-010

часть первая

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ          ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ

 

 

 Чисто случайно натолкнулся на электронный вариант одного из выпусков дорожной газеты "ТРАНССИБ" за 29 марта 2013 года. Чувства и эмоции край переполнили и на следующий день с утреца пораньше я выкладываю мысли вслух. 

 Немного вступления - сопутствующие газетные статьи. Эти просто передрали текст с моего сайта и других источников, уделивших внимание установке ЧС2-010 на постамент. Ну ладно школьники, бог с ними и переписать нормально не могут. Не вчитываются в то что пишут - один абзац по сути вопроса противоречит другому.

 Кто такой Николай Макуха? Хорошая статья в газете "Советская Сибирь" -  номер за 26.07.2014.    Чего-то я не догадался в свое время с ним поговорить, но правда когда я наезживал в Барабинск, там хранителем музея другой дядька был.

 Итак, статья с громким названием "Шел ЧС десятый номер" очень коротенько рассказывает о электровозе-памятнике ЧС2-010. Разложу и педантично прокомментирую все по порядку.

 "Возникает справедливый вопрос: почему ЧС2 и почему именно в Барабинске? Ответ для местных железнодорожников очевиден: «чехи» долгое время являлись символами локомотивного депо Барабинск (ТЧЭ-3) и прославляли его локомотивщиков, первыми оседлавших новую импортную машину. Рассказывает председатель совета ветеранов депо Александр Николаев:
– Сложно поверить, но ЧС2-010, красующийся сегодня на постаменте, водил пассажирские поезда почти полвека! И это при положенном сроке эксплуатации всего 10 лет – настолько хорошо берегли его наши деповцы. Его общий пробег – 6,6 млн км. Пересчитать локомотивные бригады, которые в разное время поездили на этой машине, сегодня не представляется возможным, но это множество поколений локомотивщиков, причем с разных дорог. Ведь ходил этот ЧС2 на большом полигоне: от Кургана на западе до Мариинска на востоке."

 ЧС2 - и Барабинск - абсолютно в точку! Эти два понятия неразделимы. Локомотивное депо Барабинск у всех посвященных ассоциируется ни с паровозами ФД и ИС, ни с первыми электровозами ВЛ22м и ВЛ23, водившими пассажирские поезда в 50-60-х годах, ни даже с электровозами ЧС1 и ЧС3, работавшими только в Барабинске практически до конца 20-го века. Говорим депо Барабинск - подразумеваем ЧС2, говорим электровоз ЧС2 - подразумеваем депо Барабинск, это не высокие перлы, это действительная реальность.

 Срок службы пассажирского электровоза при социализме, если не ошибаюсь, был определен в 20 лет.

 Следующая фраза про локомотивные бригады и дороги - ну в реалии-то дорог всего три, а по сути две - Южно-Уральская и Западно-Сибирская (с когда-то с отделенной - присоединенной Кемеровской). Локомотивных бригад, работавших на Барабинских чехах, чуть больше - Петропавловск, Омск, сам Барабинск, Новосибирск, Тайга, Топки, Новокузнецк и Белово, то же по сути все с одной дороги.

 "Он был очень прост в управлении, скоростной. Несмотря на «преклонный возраст», отказы давал очень редко, к тому же был комфортабелен для машиниста и его помощника: в кабине были предусмотрены даже холодильники."

 А что какой-то другой Барабинский электровоз ЧС2 в номерном ряду от 006 до 939 (это самый маленький и самый большой номер, которые были приписаны к Барабинску) не мог ехать с максимально-разрешенной скоростью в 120 км/ч? Кабина 010-го кардинально отличалась от собратьев? Холодильников на месте инструментального ящика не много, но видел. Рабочих правда ни одного не видел, хотя в мое время наверное они уже просто не ремонтировались.

 "Электровоз, помимо прочего, имел и историческую ценность для всей сети: он был одним из первых локомотивов своей серии, эксплуатировавшихся в Сибири."

 Вообще мимо. Документально установлено, что первым электровозом ЧС2 в Барабинске был ЧС2-137, поступивший в депо с завода 15 июля 1963 года. Если дяденька имеет в виду вообще электровозы ЧС в Сибири, то это ЧС3-02, пришедший в Барабинск с завода в мае 1961-го года.

 "Бывший начальник локомотивного депо Барабинск Николай Макуха углубляется в историю и припоминает, как и почему одни из первых локомотивов серии ЧС2 оказались в приписке Барабинского депо:
– В 1962 году наше депо было преобразовано в пассажирское. По сети таковых было всего 17."

Попробуем посчитать с востока на запад:

Барабинск, Свердловск-Пасс, Челябинск, Куйбышев, Москва-Рязанская, Москва-3, Москва-Киевская, им.Ильича (Москва-Белорусская), Ожерелье, Москва-Октябрьская, Ленинград-Пассажирский-Московский, Харьков-Октябрь, Мелитополь и Днепропетровск. Насчитал 14 самых крупных, не включая более мелких. Ну ладно проверить не могу, может быть то же Мукачево или Лобня считались крупными пассажирскими.

 "И наше было одним из передовых среди них, в связи с этим новые пассажирские электровозы чехословацкого производства было решено передать нам. Как и все последующие «нулевки» – вплоть до номера 101, и дальше до трехсотого".

 А вот эту ключевую фразу дилетанты поймут буквально, а профессионалы более детально. Поступить с завода и передать в другое депо - это абсолютно разные понятия, и Николай Антонович конечно это знал. Позволю себе прицепиться к словам.

 Благодаря стараниям и изысканиям любителям истории и статистики чехословацких локомотивов уже давно установлено, что все новьё  ЧС1 в 1960-ом году получали исключительно три депо - Москва-Курская, Москва-Октябрьская и Ленинград-Пассажирский-Московский. В 1961 году пошли электровозы ЧС3.  Здесь я дам ссылочку еще на одну газетную статью о Макухе -  Советская Сибирь номер за  11.10.2011.

 "Министерство путей сообщения закупило в Чехословакии 90 новых электровозов серии ЧС. Выставили их на Московской железной дороге, а они не идут. От скандала подальше сослали машины в Сибирь, конкретно — в Барабинск. И дали задание довести локомотивы до ума"

Конечно речь идет о 87-и электровозах ЧС3. И никакого абсолютно полного поступления машин ЧС3 в Москву не было. Они распределились между Москвой-Курской и Барабинском, хоть и с перевесом на Москву, но однозначно на два депо. Пошли они или не пошли на Московской я не знаю, но те же ЧС1 (по сути менее мощный по двигателям ЧС3) работали  в депо Москва-Рязанская до 1967-1968 гг. А передача всех ЧС3 в 1963 году в Барабинск под получение новых ЧС2 - это не что иное как концентрация одной серии электровозов в одном депо. Надо однозначно отметить, что ЧС1 пошли в Барабинск из Москвы-Рязанской только в 1968 году. Так что в Барабинске все ЧС3 собрались ранее своих старших братьев ЧС1 аж на целых пять лет.

 Абсолютно вся первая сотня электровозов ЧС2 распределилась между Москвой-Курской и Харьковом в августе - ноябре 1962-го года и между Ленинградом и Москвой-Октябрьской в декабре 1962-го - феврале 1963-го года. Вплоть до мая 1963 года депо Москва-Курская работало и на ЧС3 и на ЧС2. А вот как раз массовое поступление новых соток в Харьков и в Москву-Курскую в мае 1963 года и позволило отдать все ЧС3 с Курского хода в Барабинск. Октябрьская дорога отдала нулевки на Украину только в 1965-1966, а Москва-Курская в Москву-Рязанскую для для последующей замены ЧС1. Впоследствии эти машины опять же ушли частью на Украину, а частью остались в Москве (в Лобне и Ожерелье) и фотодоказательств этому предостаточно.

 Также как и вторая и третья сотня электровозов ЧС2 изначально оставались в западной части Советского союза. Меняли электровозы на более новые все те же депо, новьё перепадало Куйбышеву и другим пассажирским депо Московского узла. Так что Барабинск ну ни как не мог поиметь с завода все нулевки, а соток с завода в 1963 году пришло всего пять штук - первым 137-ой в июле, и четыре электровоза в октябре - 180,185,186 и 187. Двухсоток чуть больше, да и те последних номеров в мае 1964 года.

 "Кстати, тот самый ЧС2-006 мы передали в Санкт-Петербург, музею Российских железных дорог"

 А вот это позор-позорский. ЧС2-006 был списан еще в 1996 году. Все оставшиеся электровозы первой сотни были на ходу и в музей на Варшавском ничего не подходило. Был 014-ый, который разобрали в Новосибирске чуть ли не до голого кузова и 023-ий, отставленный еще в 1999 году. Его-то и подготовили в Питер как 014-ый, правда там быстро всю аферу развели и машине вернули родной номер. Срубили бы заводские таблички - махинация бы прошла, а так нет - нашего брата - дешифровщика афер везде хватает.

 Надо будет в ближайшее время попробовать выйти на Макуху, пока дедулька жив-здоров и в памяти. Думаю помнит он много интересного.

 

Эта страница была написана 7 ноября, а уже 18 ноября, благодаря помощи товарищей, интереснейшая встреча с Николаем Антоновичем Макухой состоялась, чему в самое ближайшее время будет посвящена отдельная страница.

Вскоре она и появилась  -  здесь часть 2.