ПЕРЕГОН, или от Москвы до Новосибирска за 10 дней на ЭД4МК-0041

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ          ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ

 

 После печальной истории с ЭД4М-0017, очередной новый поезд конечно же предназначался "пострадавшей" 8-ой колонне. Ожидание протянулось более чем на год. И вот в августе 2000 года нагрянула телеграмма о выделении электропоезда ЭД4МК. Как оказалось Владимир Иванович Старостенко насмотревшись прелестей МК-ашек в Москве, кратковременно прибывая в должности министра, решил хапнуть и такое чудо как электропоезд повышенной комфортности в Новосибирск. Прибываем в назначенный час к заму по эксплуатации, после нескольких часов ожидания, оказывается, что телеграмма подразумевала получение переменника в Барнаул. Вторая неудача казалось добьет машиниста, лишившегося ЭД4М-0017 и теперь новой МК-ашки. Засовываем нос в телеграмму и четко читаем, что речь идет о электропоезде повышенной комфортности, слов о переменнике нет и в помине, поэтому в недоумении берем явку на работу и покидаем депо.

 Лишь по прошествии определенного времени, имея доступ к документам и сопоставляя некоторые факты, мы придем к выводу, что телеграмма в августе 2000 года была именно нашей, что электропоезд ЭД4МК-0041 первоначально предназначался именно для Новосибирска и дата постройки его 27 июля 2000 года. В самый последний момент 0041-ую решила захапать Московская дорога, ей нужна была МК-ашка для очередной презентации ко дню железнодорожника, а Зап-Сибу заткнули рот первой попавшейся на заводе обычной машиной, коей оказался переменник ЭД9М-0030. Забегая вперед скажу, на заводе выяснилось что 0041-ая так и простояла до октября не принятая Московской дорогой, Свердловск также отказался от поезда, просто побоявшись взять МК-ашную машину. Причин неприема не пояснили, ловко увиливая от вопросов. Позже заводские наладчики рассказывали о всеобщем аврале на достройке поезда, видимо поэтому Москвичи поезд и не взяли, так как скорее всего он имел на момент сдачи кучу недоделок, в общем построен был в спешке. Но это было позже.

 6 октября 2000 года приходит долгожданная телеграмма. 7 октября совещание у начальника депо, на котором чувствуем, что придется попасть в историю. В командировку отправляют целый отряд: старшего мастера цеха ТО3-ТР1 электропоездов Владимира Ивановича Гаркунова (вопросы ремонта и их проведение), инженера-технолога, в последствии начальника тех.отдела Саньку Рандина (на него оформляется доверенность на получение машины, плюс куча деповских дел в Москве), инженера-технолога цеха электронных приборов Евгения Дмитриевича Зябкина (первая машина с САВПЭ, КЛУБом и прочими прибамбасами), ну и конечно бригаду машиниста и помощника, которые будут запускать, налаживать и работать на поезде. В этой долгой командировке, мне еще помощнику машиниста, посчастливилось познакомиться с вышеперечисленными людьми, связи с которыми так пригодятся в дальнейшей работе и машинистом и инструктором и работником локомотивной службы, что иной раз думалось, а как бы трудно было работать, если бы не было тех 10 дней. Итак 8 октября встречаемся на вокзале у поезда №25 "Сибиряк" Новосибирск-Москва. Из всех выделялся только старший мастер цеха МВС, увешанный неисправными электронными блоками с электропоезда ЭД4М-0016. Наше купе предпоследнее, путешествие из Новосибирска в Москву началось.  

 Двое суток в поезде пяти командировочных джентльменов - без комментариев. 10 октября расстаемся с нашим "главным" на Курском вокзале. Мы со всеми монатками и чертовыми блоками отправляемся в Орехово, а руководитель группы едет в Сокольники, где располагается всем известная контора Росвагонмаша. Пытаемся разместиться в электропоезде (кажется Крутое). Поражает бардак и грязь в салоне, отсутствие сидений. Для Новосибирцев (на дворе 2000 год) массовая продажа ширпотреба в электропоезде что-то дикое. Приезжаем в Орехово, сразу пересаживаемся в маршрутку до Демихов, заняв в маршрутке и оплатив места - почти весь салон. Стандартная для всех командировочных на ДМЗ процедура представления и заселения в заводскую квартиру гостиничного типа на окраине Демихов. Еще на заводе издали показали наш поезд, его формировали, так как вагоны были почему-то раскиданы. Сегодня делать больше нечего и остаток дня проходит в заготовке продуктов к вечернему ужину. Заходим в магазин в отдел ликеро-водочной продукции. Как и везде масса разношерстных бутылок, на большинстве которых морда господина Брынцалова. Пока пытаемся что-нибудь выбрать, еще не протрезвевший электронщик спрашивает у продавщицы "А нет ли чего-нибудь ВИНАПовского". Глаза продавца медленно округляются, так и не поняв значение этого матершинного слова, она показывает на огромную витрину с бутылками и говорит, что есть только это. В общем затариваемся, двигаем до хаты, готовим ужин. Вечером к нам присоединяется бригада из Мичуринска, забирающая 11 октября переменник. На следующий день двигаем на завод. Наш поезд уже сформирован на сдаточных путях. Проходим по поезду и конечно охреневаем. Есть отличие и от 0016 поезда, но главное устройство классных вагонов. На поезде аврал, все срочно доделывается, подкрашивается итд итп. Начинаем с машинистом получать ЗИП, электронщик погряз в своих блоках - какие-то нестыковки по проектам и монтажу блоков. Старшой в этот день в Москве по делам тех.отдела, старший мастер основательно изучал технологию сборки вагонов и испытательную станцию. Принимаем и бытовую технику, а это не мало. Отправка назначена на 13 октября, поэтому все получив и пересчитав покидаем завод. В этот же день знакомимся с Нижегородской бригадой, которые забирают переменник 12-го. На следующий день начинают устраивать "походный вагон" и перевозить ЗИП и бытовую технику, полученную накануне. Схема поезда была следующая: 01-05 - первый класс, 06,07,08 - 2 класс, 09-10 - 3 класс. Конечно располагаемся в 09 голове. Пол вагона перегорожено фанерной стеной с проёмом, который завешан дермантиновой шторой. В первой половине буржуйка, лежаки, в тамбуре короб с дровами. Во второй половине аппаратура - 20 телевизоров, 10 видиков, 2 музыкальных центра в бары, микроволновки, обогреватели, термоса и прочая мелочь правда весьма дорогая.

 Так как поезд еще открыт, много рабочих, я почти весь день просидел в вагоне, охраняя полученное. Старшой с электронщиком работали с документацией в ОТК, машинист и мастер мотались по заводу. На какое-то время старший мастер пропал, его довольное лицо, появившееся после обеда выдавало какую-то тайну.  Ему было указано свалить с завода не позже 18-и и закупать продовольствие. Все пломбируем, сдаем под охрану и отправляемся к месту ночлега. Все продукты и напитки закуплены из расчета 3-4 дня пути, именно столько гнали и ЭД2т-0053, и ЭД4М-0016, и ЭД4м-0017. 13 октября к 9-00 являемся на завод, грузим вещи и провиант и около 10-и движение начинается. Кто был на заводе знает, что выезд осуществляется по схеме треугольника. Вытягивают поезд со сдаточных путей, в это время мастер замечает, что голова в которой сидим остановилась у горы тормозных колодок. Не долго думая он договаривается с провожающими и накидываем полный тамбур колодок, качество которых на порядок выше, чем чугуняки имеющиеся в депо. Подъезжает тепловоз с местного ППЖТ, пробуют тормоза. Прощаемся со всеми, а как всегда выходят начальники цехов, приемка, ОТК-ашники, наладчики - хорошая традиция заводчан. Инженер-электронщик остается тоже, он поедет домой поездом. Поехали в хвосте. Въезжаем на территорию завода "Карболит", тепловоз обгоняется и до станции Поточино уже едем в голове. Пути страшно кривые как в плане, так и в профиле. Выезжаем в Поточино на крайний путь. Несколько раз навещаем ДСП, от которой узнаем, что стоять будем до завтра. Машинист осторожно залезает на крышу и развязывает токоприемник. Запускаем головную секцию. Теперь мы со светом, отоплением, теле и радиовещанием на время движения по постоянно-токовым участкам. Токоприемник правда поднимали только на стоянках. В этот же день наш ремонтный мастер раскололся и показал, что припрятано в некоторых пустых шкафах, но пусть это останется тайной. Добавлю лишь то, что после прибытия в родное депо, некоторые "вечные на тот момент" пункты ремонта на ЭД4М-0016 были устранены.

 На следующий день переговоры с дневной сменой успеха не имеют, Ореховский диспетчер обещает тепловоз только к вечеру. Втроем едем на электричке в Орехово, докупаем продукты и всякие напитки. Надо сказать что на улице было довольно тепло и буржуйку подтапливали только на ночь. Однако дров загрузили не так много, учитывая теплую погоду, поэтому после обеда занимаемся заготовкой дров. Замечаю пацана на велосипеде, который фотографирует поезд. Подхожу, знакомимся. Это оказывается был тогда еще никому не ведомый Макс Терехин. Оставляю свой адрес и прошу выслать фотографию.

 От нечего делать исследуем окрестный лес. Умудренный жизнью Владимир Иванович, находит заросли брусничника и набирает мешок травы. Вкуснее брусничного чая, заваренного в ведре на буржуйке, я больше не пил никогда в жизни. Да еще и вода была набрана из местного колодца. Ночью подают тепловоз, таким образом только в Поточино потеряно почти двое суток. Вытягивают в Орехово и довольно быстро дают электровоз. Хорошо едем только до Вековки, дальше везде окна. 15-го к вечеру приезжаем в Юдино, это воскресенье, станционный буфет закрыт, а провианта минимум. Выясняем у дежурного по парку, что стоять будем долго и где ближайший магазин. Втроем выдвигаемся в поселок. Для этого надо было забраться на довольно высокую гору. Дорога идет серпантином, мы же не тратя время движем по косогору наверх. Почти в самом верху подъема на своих четырех сидят девки-малолетки и похоже курят. Видя трех небритых мужиков, лезущих в их сторону с визгами и писками разлетаются в стороны. На крики девчонки где магазин реакции нет. Забираемся наверх и видим поселок за забором. Как оказалось поселок квадратный, строго перпендикулярные улицы, посередине небольшая площадь с магазином. Какие-то свои татарские деньги, на вопрос "рубли берете?" смотрят как на дураков. Берем много хлеба, масла, крупы и лапшу. Показываем на водку - две таких, две таких, две таких и две таких, а так же много пива, кроме "Красного востока" там ничего нет. Продавец выпадает в осадок, рассчитываемся, собираемся и наутек, а то много подозрительных взглядов. Кстати в пути уже три дня и после посещения такого поселка решаем первый раз побриться. К обеду 16-го октября доскреблись до Красноуфимска, там изморозь и немного снега. Смена бригады, поехали дальше. Едем от станции к станции, с большими остановками. Пока тепло идут путейские окна. К вечеру встаем на станции Солдатка, провианта опять мало и наш мастер куда-то линяет. скоро возвращается и сообщает, что в Дружинино подтянуться его родственники, он из местных. К удивлению просыпаемся утром на том же месте, у бригады, которая нас везла с Красноуфимска закончилось рабочее время, они ждут смену. Приезжает смена, и наконец-то попадаем в Дружинино, Владимир Иванович сваливает до телефона и немного погодя появляются его колхозные родственники. Провиантом с самосолом и главное картошкой с салом затарены. Тут же на буржуйке готовиться добрая еда, закуска есть, спустя часа полтора прощаемся с простыми людьми. Владимир Иванович в чувствах напивается и устраивает небольшой дебош. В Дружинино стоим весь день и только 18-го после обеда отправляемся дальше, к вечеру попадаем в Свердловск-Сортировочный, так как станцию после летней практики 1994 года я знаю как свои пять пальцев, то сразу закрадываются подозрения, что быстро не уедем. Электровоз отцепляется и уезжает, а электропоезд начинают надвигать на горку! В жуткой панике слушаем как едем через вагонозамедлители, тепловоз спускает нас в подгорочный парк. Сразу ноги в руки и веду старшого к дежурному по парку, где выясняем у маневрового диспетчера, что хотят поставить нас в состав поезда, на повышенных тонах пытаемся доказать, что делать это нельзя, показываем акт холодной пересылки ДСПП, который зачитывает маневровому пункт акта, требующий пересылку отдельным локомотивом. Маневровый в сердцах бросает, тогда будете стоять до утра, на том и ложимся спать. Всю ночь таскают туда-сюда, просыпаясь утром, обнаруживаю место нашей стоянки в четном отправлении. Идем к дежурному по парку, узнаем нашу нитку, до которой еще почти два часа. Идем со старшим в деповскую столовую, где затариваемся провиантом. Со Свердловска поедем резво, окон уже нет. В Пассажирском увидели ЭД6, проходящую обкатку и ЭТ2М, дизайн кабин которых совсем не понравился. Следующая остановка в Ишиме, бригада быстро меняется. К вечеру уже прибываем в Московку, быстро до магазина и обратно и в путь. Далеко за полночь играем в карты, доедая припасы. И вдруг единственный инцидент технического плана, случившийся за весь путь. После регулировочного торможения слышим нехарактерный скрежет в районе второй тележки, резкие толчки и состав останавливается. Выскакиваем и видим что бригада осматривает ходовую электровоза, осматриваем свои колеса и обнаруживаем, что завернуло колодку. Быстро раскручиваем авторегулятор, выравниваем башмак и закручиваем авторегулятор обратно. Вылезаем из под вагона идем к электровозу. На вопрос машиниста - что у вас? отвечаем - а у вас? Посмеялись и поперли дальше, что он написал на ленте не знаю, но более данный инцидент нигде не фигурировал. К вечеру 20 октября прибываем в Новосибирск, закрываем поезд и по домам. Со следующего дня начнется великая эпопея.

 Это фото сделано деповским фотоаппаратом 23 октября. В этот день внезапно нагрянули представители Экспресс-пригорода с журналюгами местной телерадиокомпании. Для них вынули изоляцию из реверсоров первой секции, выехали из-за вагонов для фотосессии и проехали несколько десятков метров с камерой в кабине. Мы были в гражданской одежде, за что чуть позже получили втык. Для съемки машиниста раздели маневрового машиниста, естественно без косяков никак - свисток ЭПК категорически не прекращался, ну а то что сработал КЛУБ корректно попросили удалить.

 После было совещание у начальника депо, где мы изложили теорию работы таких поездов в Москве, свои предложения по наладке и запуску, а так же заводские рекомендации по обслуживанию био-туалетов. Вечером, после местных теленовостей, уже все знали что за поезд пришел и гадали куда же и как мы будем ездить. Будучи в депо почти 1,5 месяца, в вагоны никто не допускался, конечно кроме отдельных "своих" личностей,  окна тонированные со шторками, поэтому что внутри даже деповские работники увидели только по телевизору. Но это уже совсем другая история.

новости 12 канал, репортаж о ЭД4МК-0041 - файл AVI 57,4МБ продолжительность 1,49мин