НЕМНОГО О НОВОСИБИРСКЕ ТРАМВАЙНОМ

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ          ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ

 

  Занесла нелегкая по служебным делам в Ленинский район. День был будний, дела рабочие, фотоаппарата соответственно с собой не было. А увидел я несколько импортных желтых трамвайчиков о которых трындели еще по зиме и загорелся в ближайшие выходные наведаться еще разок на левый берег конкретно по трамваи. Посмотрел местные сайты, оказывается это всего 5 ТАТР, купленных в конце 2014 года после модернизации в Германии, а запустили их в работу в феврале 2015 года.

  Теперь пошла вступительная лирика. Надо сказать честно, дело прошлое, но трамваями я несколько занимался в 1992-1995гг, пока учился в институте. Тогда водил я дружбу с очень хорошим человеком из Москвы - Димой Умновым, он и попросил меня свести статистику по Новосибирскому трамваю. Дело затянуло на несколько лет, ибо всякая статистика моя слабость. И опять рву волосы на всех местах, наблюдения в бумажном виде не сохранились. Нашел вот такой сайт, в принципе практически все есть, возможно у меня было еще что-то из пропущенного. Записывал трамваи Новокузнецка, Омска и Челябинска, опять же все где-то похерилось.

  Итак в Новосибирске тогда было четыре трамвайных депо.

  1 - Дзержинское, депо располагалось возле парка "Березовая роща", нумерация вагонов на 10..

  2 - Ленинское, депо располагалось на Троллейной, между Вертковской и Немировича, нумерация вагонов на 20..

  3 - Октябрьское, депо (теперь Правобережное) и поныне на Волочаевской, нумерация вагонов на 30..

  4 - Кировское, депо (теперь Левобережное) и поныне на Сибиряков-Гвардейцев, нумерация вагонов на 40.. Здесь был и скорее всего есть и сейчас музей.

  Во всех депо в то время я побывал. В 1-ом парке было много РВЗ-ок, они ходили по 11 и 17-му маршрутам, на них я и ездил в НИИЖТ с площади Калинина. Вагоны 3-го парка в центр заходили только 13-м маршрутом и это в основном были уже КТМ-ы, а в "дебрях" тоже можно было увидеть и РВЗ. На левый берег я попадал нечасто и там была подобная картина - 2-ой парк в основном РВЗ, а в 4-ом в основном КТМ-ы. Во всех депо на задворках была масса разобранных вагонов РВЗ, но мое фото есть только одного - в 3 парке.

  Кстати РВЗ-ки, в большинстве случаев, имели вторую цифру 1, при том, что КТМ-ок в каждом из парков и до сотни не дотягивало. Я в 1996-ом свои наблюдения по трамваям закончил, а наверное где-то в 1997-98 годах РВЗ-ов на маршрутах не осталось.

  Буква "Т" была не у всех вагонов, точное значение её я так и не знаю, но есть версия, что данный тип вагона мог работать на тяжелом профиле, однако все вагоны работали на маршрутах вперемешку. Практически все заводские номера и даты выпуска вагонов были переписаны. Выводы по заводским табличкам совсем не сложные - первые КТМ-ы пошли в 4 парк в 1987 году, туда же и последние в конце 1991 года. Мне часто попадался 3069, тоже из последней партии.

  Трамваи правого берега, на мой взгляд, были более ухожены. Наверное потому что через центр проходили, а левый берег пугал своим видом. Встречались и вообще "бронированные" варианты, в тяжелые 90-ые стекол видимо в запасе не было и разбитые окна просто заваривали стальными листами, этим любил заниматься 2-ой парк.

  На наиболее "населенных" маршрутах работали и "системы", 1-ый парк практически из них и состоял.

  Когда не знаю, не следил, наверное в районе 2000-2001-го пошла волна реструктуризаций. Вагоны 1-го парка ушли в 3-ий и получили нумерацию 31.. Действо во 2-ом и в 4-ом парках точно не знаю. Физически ликвидировано Ленинское депо, а вагоны уехали в Кировское. Нумерация же вагонов осталась на 20.. и 21.. Возможно по началу все вагоны имели номера на 4..., вроде такое я видел, но сейчас на 4... ни одного нет.

  Долгое время КТМы работали без замены, новых вагонов не покупалось и их стали модернизировать в условиях депо, проводя капитальные ремонты.

  В сентябре прошлого - 2014 года я прокатился по маршрутам 3-го парка, а вот сейчас скатался на левый берег. Если в 90-х никакого разнообразия трамвайного парка не было, то теперь кое-что есть.

  В Правобережном парке наряду с классическим КТМ-5М3, есть и вагоны, модернизированные в условиях депо.

    

   Где-то в середине 2000-х, честно не следил, появились 71-619, а 3067 на этом фото вроде как Белорусский вагон.

    

  Есть еще красная каракатица, поискал в сети - это Усть-Катавский 71-623, но на улицах он мне не попался.

 На левом берегу трамваи попестрее - и желтые, и зеленые, и голубые, и классические красные. Очень долго ждал ТАТРУ, то ли в выходные их не все выпустили. Попался один из двух ЛМ99 - 2182.

    

    

  И вот наконец-то на горизонте появляется то ради чего я приехал - желтая Татра. Красиво - ничего не скажешь.

  

  Прокатился до бывшего второго парка, даже не понять что теперь там на территории, как-то все заброшено, автоприцепы, автомобили, скорее гаражи какие-нибудь, прием цветмета, автостоянка итп. Столбов много стоит. А путь полностью не удосужились разобрать, наверное не мешает.

 

  Ну вот такой небольшой экскурс в прошлые мои трамвайные дела. Все фото отснятых трамваев здесь.

  Еще один трамвайный эпизод. Где-то в апреле-мае 1996 года у нас в городе была группа иностранных туристов. Ехали организованно по городам Сибири, конкретно по трамваи - в основном немцы, были и австрийцы и голландцы, уж теперь не помню. С ними был Эстонец - Аарэ Оландер (вроде не путаю), опять же общий знакомый с Димой Умновым, он мне вез бандерольку из Москвы. Так я с ними в музее тогда 4-го парка был, потом всю эту разношерстную братию повезли на специально подготовленном трамвае во второй парк. Я с ними не поехал, я водителю автобуса (он из Барнаула их привез) дорогу по городу показывал. Вечером вся эта толпа в Омск уехала, а через день вернулась, я их по местным паровозам повозил. А на Инской тогда "трупаков" типа Эр стояло! Уж очень это им понравилось.