НАЧАЛО ТРУДОВОГО ПУТИ - ПАССАЖИРСКОЕ ВАГОННОЕ ДЕПО НОВОСИБИРСК - ЛВЧД-7

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ          ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ

 

 О работе в вагонном депо было уже немного сказано на страничке об авторе. Здесь я решил остановиться более подробно.

 Над нашей школой шефствовало вагонное депо станции Новосибирск Главный. Что это давало в экономическом плане, честно говоря не знаю, но ремонт в школе проводился регулярно это точно. В 4-ом классе началось трудовое обучение. После непродолжительного теоретического курса начались и практические занятия. Каждый ученик имел индивидуальный верстак с набором слесарных инструментов. На верстаке висела табличка с перечнем учеников всех классов с 4-го по 8-ой, которые на нем работали. Один-два раза в месяц из литейки вагонного депо привозили заготовки деталей внутривагонного оборудования. Ну и начиналась работа, согласно "трудности". Все кто помладше просто работали напильником, а по старше и к сверловке допускались. Самые старшие допускались к работе на токарных и фрезерных станках. Самая распространенная деталь - крючок и кронштейны прижимки.

    

  Еще очень распространенная деталь - кронштейн занавески. Этакая небольшая деталька, которую нужно обработать напильником, просверлить несколько отверстий, нарезать резьбу, приклепать крючок и вкрутить винт. Помните раньше этим крючком леска прижималась. К сожалению теперь просто направляющая в раму вставляется.

  Самым сложным вариантом был дверной замок, но мы делали только составные детали, в целое замок собирался в депо.

  А вообще ассортимент продукции был довольно широк, все что можно увидеть в вагоне мы делали, а в 80-90х это было литье, это потом уже в качестве экономии все стали заменять пластиком. Привозили заготовки в промышленных масштабах, а сдавали по мере изготовления раз в неделю. Носили двое, как правило 7-и или 8-и классники. Если в 7-ом классе мне было как-то все равно, то в 8-ом я твердо занял эту нишу. Маршрут служебного прохода проходил от переходного моста, по багажным платформам и по насыпи главных путей к лестнице в вагонное депо. Если шли вдвоем, то конечно маршрут строго соблюдался. А когда я шел один, то конечно нырял дальше в локомотивное депо, тогда никаких заборов не было, а много интересного было. С сигналом М439 (тогда у него скорее всего была другая литера), стоящим в конце багажной платформы, как-то произошел нелепый случай. Тащили мы вдвоем огромную сумку и у сигнала решили передохнуть. А сигнал тогда стоял на каменной тумбочке, ну мы с размаху сумку на тумбочку и закинули, а головка возьми и отвались. Ее кто-то видно до нас уже двинул, так и стояла приткнутая кабелями. Ну и мы также аккуратненько ее поставили, правда не с первого раза, и пошлепали дальше.

    

Маршрут служебного прохода: от моста по багажной платформе до перехода через пути, по насыпи вдоль главных путей, до перехода на лестницу вниз.

 

 В 9-ом классе начались занятия в УПК. По определению мы все попали в вагонное депо. По участкам распределяли по три-четыре человека. Я попал в экспериментальный цех.

в 1990 году в этом здании располагался экспериментальный цех

 Здесь, честно говоря, было не особо интересно, но зато слесарной практике дедушки-слесаря с огромным стажем научили неплохо. Действо проходило раз в неделю до обеда, в течение всего учебного года.

 Весной, перед летними каникулами, была двухнедельная производственная практика. Здесь уже работали ежедневно, с 8 до часу дня. Я попал в АКП - автоконтрольный пункт. Вот это было воистину интересно. АКП почему-то находился на территории локомотивного депо, довольно частые передвижения по территории не могли не радовать, а за окошками всегда стояли вожделенные электровозы ЧС2.

    

 Вот так всю мою молодость электровоз ЧС2 и выглядывал между АКП (слева от ЧС2-422) и контрольным постом локомотивного депо. Фотография ЧС2-058 датирована августом 2007 года. АКП совсем недавно снесли, его остатки слева от электровоза.

  В цехе было четыре участка - арматура (краны и рукава), разборка и обмывка воздухораспределителей и испытание воздухораспределителей. В оригинале конечно нужно было ходить по кругу, но как-то получилось, что мы сами по себе закрепились на участках за наставниками. Никто против собственно и не был. Я стоял на рукавах. Путь рукава от момента поступления их цеха текущего ремонта:

 - если трубка (шланг) не проходит по сроку - разделение трубки и головки

 - загрузка в ванну рукавов и головок для помывки

 - разборка головки с ЭПТ, замена деталей, сборка и проверка головки по нормативам.

 - сборка рукава (насаживание головки на трубку)

 - покраска головки и клеймение контрольных чекушек.

 Так что полный цикл ремонта рукава я и сейчас сделаю с закрытыми глазами. Немного на кранах постоял - ремонтировали концевые, тройники и стоп-краны, других собственно на вагоне и нет. А вот самое достойное - воздухораспределители, где все очень хотели работать, мне не особо-то и понравилось.

 Отдельная тема столовая. Это священный ритуал. При социализме, практически все работяги ходили в столовую. На 1 рубль можно было нормально укушаться.

 1-ое, 2-ое, обязательно молочная каша и чем-то запить, обходилось в районе 80-90 копеек. С курицей такой обед тянул на 1,10р-1,20р. Дедушка, прокормившийся в деповских столовых всю жизнь, как-то поучил, что надо брать две каши, а ни в коем случае не двойную. "Сокамерники" над этим с утра посмеялись. Настало время обеда. Я взял две каши, а "товарисчи" двойную. Сидя за столиком я стал перекладывать кашу в одну тарелку, тут-то уже я смеялся над одноклассниками. Моя тарелка переливалась через край, не учитывая "добрые" остатки в первой тарелке, а двойная у товарищей и до краев не доставала. Вот так и пролетело первое рабочее начало лета 1990 года.

 Последний учебный 1990/1991 год 11-го класса, продолжился проведением УПК, теперь уже в ОГМ-е - отделе главного механика. Первое занятие, как и положено прошло в уборке прикрепленной к цеху территории, а на втором нас раскидали по участкам. Честно говоря не помню куда попали одноклассники, а мне посчастливилось попасть в гараж электрокар. Вот это был высший класс. С десяток электрокар работали по цехам посменно, соответственно и вставали они в гараж на зарядку и ТО посменно. Естественно в гараже было 4-е механика и старший слесарь. То есть каждую неделю мужики менялись, а я был незаменимый. Здесь я научился и ездить на каре и обслуживать ее, а главное мало-мало стал понимать простенькие электросхемы. А сколько "полезных" зап.частей появилось дома, которые были абсолютно бесполезны в гараже. Самым "зыким" приобретением стал фонарь из купейного вагона, которые после несложной модернизации (добавление резистора и тумблера) стал работать от сети 220в на тусклом и ярком режиме.

 

    

На месте снежных куч сейчас автостоянка, именно здесь был гараж вот таких электрокар, за 25 лет они практически не изменились

 

 Здесь же, в ОГМ-е мне выдали даже липу-удостоверение, но это сначала. Дело в том, что почему-то в столовую стали пускать только по документам, ну чтобы "левые" не мешали. А у нас естественно никаких ксив не было. Старший мастер нам взял и да и сляпал стандартные МПС-овские корочки, да еще и печати в отделе кадров щелкнул. Обычная корочка превратилась в официальный документ. Несколько раз впоследствии, до устройства на работу, по мелочам помогала.

 Кстати после окончания учебного года мы сдали экзамены, если это можно так назвать и получили 2 разряд по профессии - "слесарь механосборочных работ". А под самое завершение учебного года на наши выпускные головы свалилось еще одно счастье - нам все это оплатили. Не помню какую сумму, но попробую посчитать. Тарифная ставка была ученическая - 71 копейка/час. Работали 4 часа, значит - 2,82 руб/день. 4-е раза в месяц - значит 11,28 руб/месяц. Откидывая все каникулы, получается 8 месяцев - в районе 90 руб. За вычетом подоходного налога, что-то в районе 75 рублей на руки и получилось. Для пацана-школьника в 1991 году - это я вам доложу. Правда и просадили мы их почти сразу и в автоматы.

 Работа мне очень нравилась и на УПК я ходил с огромным удовольствием, в отличие от некоторых одноклассников. Старший мастер ОГМ-а сляпал мне такую характеристику, что наверное в Кремль бы взяли. При поступлении в институт характеристика из школы уже два года как не требовалась, а я свою с удовольствием приложил. Начало помню - " Ф___ И____  О_____ проходил производственную практику в Отделе Главного Механика Пассажирского Вагонного Депо станции Новосибирск-Главный ..."

 Частенько я еще попадал на территорию депо и учась в институте, да и уже работая на дороге. Заходил к мужикам и в АКП и в гараж электрокар. С удовольствием вспоминаю те деньки. Потом уже понял, ведь впервые к нам, школьникам, тогда мужики относились по взрослому.

Цех деповского ремонта, слева администрация, а за ней в одноэтажной постройке (перед трубой) был цех ОГМ