ЕСТЬ УЛИЦЫ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ...

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ         ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ

 

На этой странице нет ничего связанного с железной дорогой. Здесь ностальгические воспоминания о счастливом детстве 70х-80х.

 

 В 2002 году попался мне сайт одного молодого человека, который описывал свои путешествия. Путешествия не путешествия - так, командировки, да поездки из одного города в другой где на поезде, где на автомобиле, где на самолете. Описывал он их просто и в тоже время очень душевно. Больше всего поразила отдельная ссылка которая была посвящена небольшому провинциальному городку где он родился и вырос. Казалось бы сугубо личные впечатления, но это очень легко и интересно читалось. А на написание этого рассказа натолкнули несколько фотографий знаменитого в своем роде жанра съемки с высоты - Славы Степанова - http://gelio.newsib.ru/about/.

 В отличие от того городка, здесь речь пойдет об улице, улице где я родился и вырос - улице Владимировской.

 1. Вдоль по улице.

 Эта фотография очень хороша. Я готов подолгу смотреть на нее не отрываясь, отыскивая в каждой детали снимка какое-нибудь знакомое место и проводить временные параллели, вспоминая те или иные события. В этот кадр уместилась все - от и до. Здесь я родился, вырос и прожил немало лет. Здесь знаком каждый уголок. На снимке и родной дом, и дом деда с бабкой, и школа и все-все-все места, куда только могла занести шкодливая детская нога или велосипед. Это улица Владимировская. Неофициальный кусок Железнодорожного района, в просторечии именуемый Нахаловкой. Итак вооружившись фотоаппаратом я вновь прошел по своей улице, о чем и рассказываю.

 Начну свой путь с улицы Шамшурина, что идет к вокзалу Новосибирск-Главный. Улицу Шамшурина соединили с Чернышевской пристанью тоннелем (1913 год постройки) под железнодорожными путями.

   

                                     вид со стороны ул.Шамшурина                                                                                         вид со стороны ул.Владимировская

 Улица Владимировская зарождается на пересечении Кубановской и тоннельного спуска. Раньше здесь было кольцо - круговое движение автотранспорта. В центре находились здоровенные бани. Бани располагались в бывшем помещении казарм, построенных еще при царе, поэтому снос кирпичного здания техническими средствами конца 20-го века успеха не принес. Баню разбирали вручную в течение нескольких лет. На фото слева вид на школу №84, ее же видно и на правой фотографии. Слева забор и ограждение кольца, а огромные тополя были по всей окружности, скорее это фото конца 70-х. Теперь здесь административное здание.

  

 А вот двух и трехэтажные здания так называемых красных казарм сохранились - это знаменитая "дурка" на Владимировской 2. Несколько зданий до сих пор занимает областное ГИБДД.

 

 Владимировская 1/1 - одноподъездная кооперативная  12-и этажка. Первый этаж при социализме занимал огромный книжный магазин. После развала всего и вся что здесь только не было, теперь супермаркет.

 Владимировская 1,3 и 5 - кирпичные хрущевки - 5-ти этажки. В 3-м доме был хлебный магазин, столовая и ателье. В 5-м - 3-е отделение связи (оно и до сих пор существует) и железнодорожный ОРС. Там всегда проходили выборы народных депутатов. Только в конце 80-х они были перенесены в школы. Владимировская 7 - Г-образный дом, вторая половинка которого по сути является Владимировским спуском 5. Со стороны Владимировской была и есть библиотека имени Олега Кошевого, а со стороны спуска в здании располагались парикмахерская и хим.чистка.

  

        Владимировская 1/1, дальше 1 и 3 дом. В глубине Владимировская 3а                                                          Владимировская 3,5 и 7

Вид в обратную сторону - Владимировская 7,5,3,1,1/1

 Владимировская 8 - детская поликлиника. Здесь все мы наблюдались до совершеннолетия. Владимировская 4 и 6 старые 5-и этажные дома с полногабаритными квартирами-коммуналками. В 4-м доме была аптека, сейчас непонятно что - на фото с ажурной крышей. С правого крыла был знаменитый, в этом месте, 25 продуктовый магазин - "25-ый". Теперь здесь отделение сбербанка.

  

                          Четная сторона - Владимировская 8,6 и 4                                                                                                   Владимировская 4

 Ну вот добрались и до родного Владимировского спуска. Начало эта улица берет у железнодорожных путей и пересекая Владимировскую, спускается в сторону Оби.

  

  

 А это мой дом - Владимировский спуск 7, здесь я родился и вырос. В подвальном помещении был да и сейчас остался продовольственный магазин. Двор тоже мало изменился. Дверь с кодовым замком - единственное новшество.

   

  В своем роде "знаменитая" труба местной кочегарки и дворовый клуб "Искорка".

  

  Немало матчей сыграно на этой коробке. А на соседней фотографии "кусок" детского сада - №215, гараж-магазин и трансформаторная будка. На месте магазина когда-то была агитплощадка - деревянная сцена с небольшим навесом и лавочки для зрителей. С трансформаторной будкой тоже случилась интересная история. Свалили как-то рядом кучу гудрона - окрестные крыши ремонтировать, а в очень жаркий летний день, не без помощи какого-то урода все это дело очень сильно загорелось. Прибывшая пожарка как всегда оказалась без пенообразователя, а простой водой горящую смолу понятно не потушить. Пока ждали вторую машину загорелась деревянная крыша трансформаторной будки, которую отключить было собственно и некому. Простой пожарный парень недумаючи направил струю брандспойта на будку. Я никогда в жизни не видел ту скорость движения стариков, женщин и детей, которую развило глазеющее население во все стороны, в том числе и через высокие бортики хоккейной коробки. Пожарный понял что ошибся, струю перевел в другую сторону и более страшного не произошло.

  

  Возвращаемся на Владимировскую. Владимировский спуск явился как бы границей разновидности хрущовок. С этой стороны пятиэтажки не кирпичные, а панельные. На правой фотографии Владимировская 11 - санпропускник - в нем всегда производилась помывка призывников и военнослужащих, следующих через станцию Новосибирск-Главный.

  

  Переходной мост. До реконструкции, которая выпала на тяжелые перестроечные годы и длилась 10 лет - с 1990 по 2000гг, спуск был только на четную сторону. После строительства нового моста, пролет перекинули через улицу, а светофор убрали. За мостом расположены мастерские железнодорожного ПТУ №10.

 

 2. Транспорт.

Автобусы:

 Очень долгое время по Владимировской ходил только один автобус - №5. При социализме его маршрутом был ПКиО Заельцовский бор - ул.Есенина. Где-то в период 1992-1993гг он был продлен до Восточного жилмассива. Все автобусы на маршруте были 677-ми ЛИАЗами из ПАТП-8. Проходя по всей Владимировской, автобус огибал баню по кольцу, уходил через туннель на Шамшурина (там была одноименная остановка), по Комсомольскому проспекту выходил на Ленина. До строительства метро автобус шел на площадь Ленина, а после ее перекрытия стал ходить через вокзал. В начале 90-х туннель на Шамшурина закрыли на реконструкцию, автобус недолго повозил воздух через туннель на Димитровский мост и стал разворачиваться на вокзале. Чуть позже, маршрут, по сути дублер маршрута №49, и вовсе был ликвидирован.

 В 1993 или 1994 году появился маршрут №64 - ПКиО Заельцовский бор - Автопарк - скорее всего непонятная альтернатива потерянной для Владимировской 5-ки. Популярностью маршрут абсолютно не пользовался, да и на нем было только 1-2 автобуса. Это были ЛАЗы из ПАТП-1. В 1999 году скорее всего абсолютно нерентабельный маршрут был отменен.

 Где- то в сети видел, что на схеме 1978 года есть и маршрут №47, который шел от вокзала к ДК Кирова как и 5-ка, далее по Дуси Ковальчук и Клинической на Даргомыжского, но я честно говоря такой не помню, маленький еще был.

Троллейбусы:

 При глубоком социализме по Владимировской ходило два маршрута - 20 и 24. 20-ка шла от ДК Кирова на Волочаевский жилмассив. В 1986-1987 году это маршрут еще существовал, на нем мы ездили в бассейн СКА, что на Воинской. Это были глазастики ЗИУ-5, в отличии уже от современных ЗИУ-9 на остальных маршрутах. С левого берега по Владимировской шел 24 маршрут. В 80-х конечной его остановкой был все тот же ДК Кирова. После разбора трамвайных путей по улице Дуси Ковальчук, маршрут продлили до площади Калинина. Был и еще один троллейбус - №34. До того редко он ходил, скорее на маршруте была только одна машина, что в памяти практически не остался. Маршрут пролегал от ДК Кирова на Фабричную и до Автовокзала и согласно схеме 1993 года еще был в работе.

Остановки:

 Первая по ходу остановка так и называлась - "ул.Владимировская". Настоящая остановка смещена чуть ближе к началу улицы. На фотографии видно оставшееся уширение для транспорта на остановке по четной стороне. Здесь же был светофор для перехода пешеходов.

  

 Остановка "Обл.ГАИ" появилась в 1990 году, когда сломали старый переходной мост. Она разместилась по обе стороны Владимировского спуска.

 Следующая остановка ранее называлась "ЖД Больница", сейчас почему-то называется "ЖД Поликлиника". Рядом расположенный светофор имел кнопочное управление. После постройки нового моста через улицу, светофор ликвидировали. Табличка на нечетной стороне до сих пор говорит о наличии автобуса №5 - раритет однако!

   

 И последняя остановка тоже не изменила свое название и местоположение - "Маслозавод", хотя и завода-то уже видимо давно нет.

 

 3. Школа - Владимировская 15 и 17.

 Ну а это моя школа. Справа старое здание, построенное до войны. В мое время здесь располагались начальные классы. Окна первого этажа принадлежали столовой, а второго - актовому залу. Теперь это городской дом учителя. В левом трехэтажном здании располагались 4-11 классы. Я учился в школе №8 и принадлежала она Западно-Сибирской железной дороге. После передачи школы муниципалитету, она стала школой №1.

  

 Крыльцо изменилось. Раньше справа и слева стояли два шара на тумбочках. По поверьям, их должны были прокатить вокруг школы выпускники - 10-и классники, лично мой класс их не катал.

  

 Стадион - понятие довольно условное. В принципе стандартное школьное поле, беговая дорожка вокруг него, да несколько спортивных снарядов. Раньше поле было проходным двором - по левой его стороне была дорога с Владимировской к ж.д. больнице. Справа был стрелковый тир. Его разобрали примерно в 1986-1987гг., однако остатки кирпичной стены сломали много позже.

 Старое здание тоже сильно изменилось, ранее и крыльцо было совсем другим.

 А это задний двор. Слева видна крыша спортивного зала. В одноэтажных постройках справа раньше были гараж и школьные мастерские. Содержимому столярной и слесарной мастерских могли позавидовать и небольшие организации. Теперь это все видимо продано.

 

 Ну и последний взгляд на улицу Владимировская с переходного моста. Слева вид в начало улицы, а справа в конец, в сторону "Сухарки", по одноименному названию улицы Сухарная. Кольцо у клуба Кирова заканчивает улицу Владимировская и начинает улицу Дуси Ковальчук.