ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ НЕПУТЁВЫЕ ЗАМЕТКИ ФОТОГРАФИЯ

 

ПОСЛЕДНЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ 03.01.2018

 

ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС1 и ЧС3 В ДЕПО БАРАБИНСК

 

ЧС1 и ЧС3          ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС1          ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС3

 Практически все любители статистики, несомненно, сталкивались с ситуаций, когда даже на простую просьбу выдать приписной парк в техническом отделе депо, в ответ в лучшем случае с шумом изгонялись, в худшем получали клеймо шпиона и подозрительные взгляды. Не обошла эта участь и меня. Только в середине 1990-х то ли люди пришли другие, то ли  внезапно все тайны рассекретили, но к паспортисту можно зайти и даже покопаться в паспортах локомотивов. Однако применительно к сериям ЧС1 и ЧС3 – ПОЗДНО. И списаны они практически все, и самое страшное – в последнем месте обитания их документов (техническом отдел ТЧ-3) 1 марта  1986 года случился пожар. Почти все заводские документы были уничтожены совсем и имеются только их дубликаты, заведенные после 01.03.1986. Довольствоваться пришлось только тем, что на момент пожара находилось на заводах, в цехах текущих ремонтов и пришло с другими электровозами по передачам (ЧС2). По сериям ЧС1 и ЧС3 совсем ничего не осталось. Несмотря на сложности, я все-таки пытаюсь восстановить хоть часть истории этой серии по воспоминаниям ветеранов, фотографиям. В паспортах электровозов ЧС2 встречаются тяговые двигатели, колесные пары, которые были установлены и на ЧС3, но все это опять же попадает в интервал 1986-1990 год.

 Приношу благодарность Игорю Смирнову (СПБ), Дмитрию Умнову (Москва) и Вадиму Соболеву (Москва) за помощь в сборе материала. Также выношу огромную благодарность работникам  локомотивного депо Барабинск (в 2005-2006гг): начальнику депо Владимиру Валерьевичу Бабенкову, начальнику технического отдела Александру Владимировичу Яковлеву и техникам-паспортистам Людмиле Ивановне Журовой и Ольге Ивановне Негатиной. Особая благодарность - Николаю Антоновичу Макухе - ветерану депо Барабинск, который прошел путь от слесаря до начальника депо.

 

 

 

ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС1

 

 Что касается электровозов ЧС1, то документов на них практически нет. Все электровозы поступили в Барабинск из депо Москва-Сортировочная-Рязанская в период апрель - июнь 1968 года. Практически все электровозы ЧС1 были объединены в сплотки и имели преимущество для выдачи под поезда Кузбассовского направления или под почтово-багажные поезда. Списывали машины во второй половине 70-х годов, выработав установленный 20-и летний срок эксплуатации.

 

 В паспортах тяговых двигателей, мотор-компрессоров, мотор-вентиляторов и колесных пар по депо Барабинск фигурировали следующие электровозы:

Установка агрегата

Снятие агрегата

004

09.1975

06-1978

008

05-1968

03-1971

014

04-1975

07-1979

017

05-1968

07-1979

019

06-1968

04-1981

020

01-1972

07-1972

021

05-1968

12-1971

025

07-1972

07-1973

028

07-1977

05-1983

033

11-1973

06-1976

034

04-1976

07-1977

042

11-1970

01-1976

061

05-1968

06-1975

062

05-1970

04-1976

066

05-1977

10-1979

069

07-1973

05-198..(?)

072

11-1972

07-1978

073

08-1968

08-1983

075

05-1973

11-1976

095

02-1973

12-1975

098

05-1971

04-1981

100

04-1968

10-1975

  Электровоз ЧС1-102, имея тяговый двигатель AL-4846eT и привод системы "Шкода" (кардан, а не пластинчатую муфту) работал самостоятельно.

 

  Сохранился дубликат паспорта тележки электровоза ЧС1-019, что интересно, заведен он был еще в 1963 году в депо Москва-Рязанская:

                   

  Ну и единственный рабочий (по состоянию на 2010 год) электровоз ЧС1-073 чудом сохранил свой технический паспорт:  построен электровоз 23.12.1959, заводской номер – 3956/17. Есть все основания полагать что это перебивка из ЧС1-019.

                                          Москва-Пассажирская-Курская – 02.04.1960 / 22.09.1961

                                          Москва-сортировочная-Рязанская – 10.1961 / 11.06.1968

                                          Барабинск – 01.08.1968 / 29.08.1983

                                          Новосибирск – 30.08.1983 / 01.2002

                                          Барабинск – с 01.2002

 

 

 

ЭЛЕКТРОВОЗЫ ЧС3

 

 Точно установлено, что непосредственно с завода в депо Барабинск поступили электровозы:     02, 14, 26, 33, 69, 81 и 83. Учитывая, что в апреле 1963 года в парке отмечен и ЧС3-06, высока вероятность того, что и эта машина в Барабинск пришла с завода.

 Согласно книгам В.А. Ракова на 1 января 1976 года все 87 электровозов ЧС3 находились в эксплуатации в депо Барабинск. Проверить это сложно, но будем верить, что действительно все 87 машин попали на Зап-Сиб из Москвы в рабочем состоянии.   Немного подробнее о передаче здесь.   Сразу хочу отметить следующий факт: ни в одном из просмотренных технических паспортов агрегатов, записей о приписке электровозов к Южной ж.д. (депо Харьков-Октябрь) или Приднепровской ж.д. (депо Днепропетровск) я лично не видел. Записи есть только для Москвы-Курской (встречалась и Москва-Техническая). Это объясняется еще одним условием - в период с начала эксплуатации Чехословацких электровозов на Западно-Сибирской дороге, их капитальный ремонт осуществлял Новосибирский электровозоремонтный завод. И только в 80-х годах произошла специализация завода на переменно-токовый ремонт, так Барабинские электровозы стали гонять в Запорожье.

  В Барабинском техотделе сохранился журнал (по состоянию на 2006 год) «Перечень линейной аппаратуры, установленной на электровозах ЧС3 и требующей ремонта на 01.1988». Очевидно, капитальный ремонт уже решено было не делать, а его необходимость имелась. Форма конечно не «уставная», имеет вид телефонной книги, где вместо букв – номера электровозов. Судя по тому, что пропусков нет, остальных машин уже на этот период не было. Итак, в этом журнале были перечислены:

02-06, 08-10, 12, 14-19, 21, 24-26, 28-32, 34-37, 39, 40, 42-51, 53-61, 63-65, 68-70, 73-76, 78, 80-87

 Итого нет следующих электровозов:     01, 07, 11, 13, 20, 22, 23, 27, 33, 38, 41, 52, 62, 66, 67, 71, 72, 77 и 79

 

ЧС3-01 -  вообще нигде и никогда «засвечен» не был, ни в одном из паспортов, которые я просматривал, он не упомянут.

ЧС3-07 – в 1985г отмечался, поэтому, скорее всего, списан в интервале 1985-01.1988

ЧС3-11 – последнее упоминание о нем в паспортах 04.69, очевидно списан до 01.88

ЧС3-13 – в 1985г отмечался, поэтому, скорее всего, списан в интервале 1985-01.1988

ЧС3-20 – последнее упоминание о нем в паспортах 05.83, однако его видели в 12.90 в сплотке 20/74

ЧС3-22 – в 1985г отмечался, поэтому, скорее всего, списан в интервале 1985-01.1988

ЧС3-23 – ни в одном из паспортов, которые я просматривал, он не упомянут.

ЧС3-27 – в 1985г отмечался, поэтому, скорее всего, списан в интервале 1985-01.1988

ЧС3-33 – последнее упоминание о нем в паспортах 03.79, очевидно списан до 01.88

ЧС3-38 – последнее упоминание о нем в паспортах 10.81, очевидно списан до 01.88

ЧС3-41 – очевидно до 01.88 уже электромотрисса в Омске

ЧС3-52 – в Барабинске нигде ни разу не упомянут, но точно известно, что с завода пришел в М-Курскую. Имеется фотография любезно предоставленная Вадимом Мироновым. Место съемки похоже на станцию Называевская. Фото датировано июнем 1980 года. Электровоз работал самостоятельно (не в сплотке). Списан скорее всего в интервале 06.1980-01.1988.

ЧС3-62 – последнее упоминание о нем в паспортах 10.81, очевидно списан до 01.88

ЧС3-66 – в 1985г отмечался, поэтому, скорее всего, списан в интервале 1985-01.1988

ЧС3-67 – есть в одном из паспортов на 06.90, очевидно к 01.88 уже электромотрисса в Тайге

ЧС3-71 – в 1985г отмечался, поэтому, скорее всего, списан в интервале 1985-01.1988

ЧС3-72 – в 1985г отмечался, поэтому, скорее всего, списан в интервале 1985-01.1988

ЧС3-77 – последнее упоминание о нем в паспортах 01.85, очевидно списан до 01.88

ЧС3-79 – последнее упоминание о нем в паспортах 01.85, очевидно списан до 01.88

 Таким образом, неизвестна судьба всего 2 машин: 01 и 23, о которых ровным счетом ничего не известно.

 В 1985-1988 годах были известны следующие сплотки электровозов ЧС3:

04/16   05/87   07/17   10/12   13/21   15/51   19/49   20/74   22/72   25/47   27/71   28/37   30/65   35/45   39/57   40/46   48/50   60/82   64/83   77/79   81/86

на маневрах под депо в 1985г были отмечены 49 и 66

 

 Период 1989-1991 года был последним в истории работы электровозов ЧС3. Крупные партии электровозов ЧС2 с Южной и Куйбышевской железных дорог, окончательно заменили сплотки ЧС3, которые восточнее Новосибирска уже не выпускали, а работали преимущественно западнее Барабинска. Именно в этот период я и начал свою «бурную» деятельность, окончательно решив связаться с железной дорогой. К сожалению и отсутствие фотоаппарата и даже мало-мальское понятие о фотографии, сыграло свою роль и воспоминания остались только на бумаге.

 Последние рабочие сплотки, которые я встретил в период с 01.89 по 01.91:

 02/34   03/83   05/61   06/56   24/70   64/82     электровоз ЧС3-35 работал на маневрах в депо

 После отставления от работы, все электровозы находились на базе запаса Кожурла, куда я попытался безуспешно проникнуть 1 ноября 1992г, а в мае 1993г попытку предпринял Е.Толстов. Через ворота его также не пропустили, но я знаю, что он все-таки пробрался на базу и даже сделал ч/б фотографии (очень хотелось хотя бы их увидеть).

 В этот период в Кожурле отмечены следующие электровозы: 68, 03/83, 06/56, 14/26, 36/42, 55/73, 64/82

 Следующий этап биографии электровоза ЧС3 начался в начале 1990-х годов.

 В ходе квартальных осмотров, выездов на различные происшествия служебные вагоны были неудобны. Для них нужно было всегда оперативно выделять электровоз с бригадой, перегонка электровоза на станциях и особенно осмотр перегонов направо или налево из окон не нравилось первым руководителям, а более 2-х 3-х человек в кабине того же ВЛ10 удовольствия мало кому доставляло. Так в 1983 году появился первый электровоз ЧС1-73 в депо Новосибирск. ЧС1 в 1990-х уже ни одного не было, ЧС2 иной раз не хватало под поезда, а отставленные 4-х моторные ЧС3 подошли идеально. Еще до списания ЧС3 появились ЧС3-67 в Тайге, затем ЧС3-41 в Омске, ЧС3-70 в Новосибирске. Разработанная технология изготовления электромотрисс позволила поставить их производство  на поток в депо Омск. Были изготовлены ЭМ02 (ЧС3-32), ЭМ03 (ЧС3-50), ЧС3-42, ЧС3-55, ЧС3-67, ПЭМ3 (ЧС3-64), ПЭМ4 (ЧС3-56).

 

Судьба отдельных электровозов

 

ЧС3-14 - был разрезан в депо Барабинск в 08-09.97

ЧС3-24 - благополучно сгнил на задворках депо Новосибирск, пока из его собрата по сплотке ЧС3-70 делали электромотриссу. В период 06-07.1996 был разрезан

ЧС3-26 - в период 07.1995-06.1998 находился в депо Омск, но в электромотрису переделан не был. Интересен факт, что электровоз к 1999 году уже разрезали, но он оставался в приписном парке депо Омск на 07.2006, как ожидающий списания.

ЧС3-32 - электромотрисса в Омске, получил название ЭМ-02.  В 08.2002 отставлен и списан.

ЧС3-36 - по паспорту тележки электровоза ЧС3-73, электровозу ЧС3-36 выполнен ТР-3 23.02.1994 (!!!), т.е. после отставления электровозов от работы, в 12.1999 тележка подкачена под ЧС3-73, куда делся ЧС3-36 осталось неизвестно, но почему-то он числится в парке Барабинска (и даже по данным ЦТ) на 07.2006, как ожидающий списания.

ЧС3-41 - скорее всего первая электромотрисса в Омске, не имеет индекса ЭМ. Отставлен от работы в 2002 году, а в 2008-ом разрезан в Омске.

ЧС3-42 - последний из переделанных в электромотриссу. «На стапелях» стоял в период 1995-1999гг. Но готов был только к 2000г. До 2009 года использовалась руководителями Омского отделения

ЧС3-44 - в период 07.1995-06.1998 находился в депо Омск, вид его был намного лучше чем у его собратьев (26,68,83), но в электромотриссу переделан не был. К 02.2003 его единственный «труп» находился на разделке в депо Омск.

ЧС3-45 - в 1985г работал в сплотке с ЧС3-35, в период 1985-1990 он был разбит (как - ?) и заменен на ЧС3-47, в 1992г ЧС3-45 уже находился на б/з в Лебяжьем

ЧС3-50 - электромотрисса в Омске, получила название ЭМ-03. Использовалась как и ЧС3-42. Отставлен от работы в 2007 году, а в 2010-ом был разрезан.

ЧС3-53 - к 12.1990 уже был списан, его кузов можно было увидеть в виде сарая с 05.1993 по 02.2000 на территории депо Барабинск (напротив окон дежурного по депо)

ЧС3-55 - электромотрисса, использовалась руководителями Беловского подотдела. Отставлена от работы и списана в 2010 году.

ЧС3-56 - электромотрисса, обозначена ПЭМ-4 «КУЗБАСС», используется руководителями Кемеровского подотдела, приписана к тч Тайга. Отставлена от работы и списана в 2010 году.

ЧС3-62 - его судьба остается неизвестной, вроде в 1995г его видели в Томске как ПЭМ1

ЧС3-64 - электромотрисса, обозначена ПЭМ-3, использовалась руководителями Тайгинского подотдела, была приписана к тч Тайга. Списана в 2012 году.

ЧС3-67 - первый электровоз из серии ЧС3, переделанный в электромотриссу в депо Тайга. Имел голубую окраску и отмечался в период 02.1990-11.1996. Позже был отмечен только в 02.1999 – уже дотла сгоревший – на разделке в депо Тайга.

ЧС3-68 - в период 07.1995-06.1998 находился в депо Омск, но в электромотриссу переделан не был, а был разрезан.

ЧС3-70 - электромотрисса, использовалась руководителями Новосибирского отделения, списана в 2012 году.

ЧС3-73 - полностью восстановленный в 1999 году в объеме ТР3 (во всяком случае по документам) электровоз для МЖТ на станции Сеятель

ЧС3-75 - в 07.1993 стоял в виде сарая на территории депо Барабинск

ЧС3-81 - в 1985г еще работал в сплотке 81/86, а позже он объявился только в 1993г в Лебяжьем

ЧС3-82 - последний ЧС3 (кроме 45 и 73) доживший до наших дней в первоначальном виде. В период с конца 1999 его регулярно таскали из Кожурлы в Барабинск и обратно. В августе 2002г он был окончательно разобран и вытащен на разделку, окончательно разрезан только в 2008 году.

ЧС3-83 - в период 07.1995-06.1998 находился в депо Омск, но в электромотриссу переделан не был, а был разрезан.

ЧС3-86 - его оборудование было использовано для изготовления тренажера в ПТУ-10 Новосибирска. А его кузов долго гнил в депо как минимум с 1989 года и был разрезан в период 06-07.1996 (у меня осталась его табличка с лобовой части)

 

 Вот и все что известно о электровозах этой серии. Остается добавить, что все они выпущены одной партией. Номерной ряд их заводских табличек не прерывается:

ЧС3-02  № 4146 1961 год  

ЧС3-86  № 4230 1961 год

Очень высока вероятность, что ЧС3-01 имел табличку с № - 4145, а ЧС3-87 - 4231

 

 

Буду благодарен за любую информацию о локомотивах этой серии, старым ч/б фотографиям, вырезкам из старых журналов или их копиям.

 

 

Все материалы сайта разрешается использовать только с ссылкой на этот ресурс или по согласованию с автором